Киров
  • г. Киров, ул. Воровского, 78а
  • Пн-Пт с 8:00 до 17:00
  • info@isu-pb.ru
Главная Статьи Аптечка первой помощи работникам: состав аптечки по новому приказу

Аптечка первой помощи работникам: состав аптечки по новому приказу

ООО "Информпроект"
18
Картинка - Аптечка первой помощи работникам

В каждой организации, даже в стандартном офисе, обязательно должна быть аптечка первой помощи работникам. Несмотря на все меры безопасности, от травматизма никто не застрахован на 100%. Человеческий фактор всегда имеет место быть, поэтому необходимо быть готовым к любой ситуации.

Именно поэтому и существует необходимость оказания первой помощи обеспечить наличие аптечек, закрепить за ними ответственных и содержать в пригодном состоянии. А за отсутствие их на производстве может возникнуть административная ответственность.

Назначение

Организации обязаны иметь производственную аптечку с перечнем средств, указанных в Приказе № 1331н, то есть она для оказания первой помощи работникам должна быть обязательно. Причем самостоятельно решать, что положить в ящик, он не имеет права, поскольку состав четко регламентирован и будет изучен при любой серьезной проверке на предприятии. Требование обусловлено обязанностью работодателя обеспечить возможность оказания помощи работникам предприятия непосредственно на месте.

Аптечка содержит не так и много средств, а только те, которые могут позволить уменьшить кровопотерю и боль, поддержать жизнь пострадавшего до прибытия бригады врачей. Потому как работник, оказывающий первую помощь, не является профессионалом в этой области и может нанести увечье по неосторожности, именно поэтому в ней есть только все самое необходимое.

Конечно, аптечка, хранящаяся в организации, не сравнится с набором инструментов и препаратов, имеющихся в учреждениях здравоохранения. Он рассчитаны на такие травмы, как ушибы, переломы, открытые раны, ожоги (в том числе химические), обморожения.

Ее основная задача – не заменить врача, а поддержать пострадавшего до приезда бригады скорой помощи, уменьшить последствия нанесенной травмы.

И стоит заметить, что ответственный за хранение сотрудник обязательно проходит курс по оказанию помощи. А получивший травму или микротравму сотрудник при необходимости должен обратиться за дальнейшим лечением в поликлинику.

Кроме этого, существует статья 125 УК РФ об «Оставление в опасности», которая подразумевает ответственность гражданина, который не сообщил о случившемся и/или прошел мимо пострадавшего.

Состав 

Базовый состав подразумевает возможность оказания неотложной помощи при широком перечне ситуаций. Законом не запрещено расширить перечень средств и препаратов при условии, что они легальны и находятся в свободной продаже.

Сравним состав аптечек.

Приказ 169н (старый приказ)Приказ №1331н (новый приказ)
жгут для остановки внутреннего или наружного кровотеченияжгут для остановки внутреннего или наружного кровотечения
стерильные бинтыстерильные бинты
обычные (нестерильные) бинтыобычные (нестерильные) бинты
марлевые салфеткимарлевые салфетки
лейкопластырьлейкопластырь
устройство для искусственного дыханияустройство для искусственного дыхания
ножницыножницы
перчаткиперчатки
покрывалопокрывало
маскамаску
рекомендации с пиктограммами по использованию изделий медицинского назначения инструкция по оказанию первой помощи 
футляр или сумка санитарнаяфутляр или сумка
булавка
набор для перевязки в непроницаемой упаковке
салфетки
блокнот отрывной для записей
авторучка

Перечень комплектации изделиями медицинского назначения можно увидеть в последней редакции Приказа Минздрава № 1331н.

Также сейчас необходимо разработать «Инструкцию по оказанию первой помощи с применением аптечки для оказания первой помощи работникам» и ознакомить всех работников с ней под подпись. Хранить данную инструкцию необходимо внутри кейса либо около него в доступном месте для всех.

Свободный доступ у всех работников должен быть в течение всего рабочего дня, а рядом с местом расположения необходимо разместить соответствующий знак.

При численности персонала от 50 до 300 человек необходимо рассмотреть возможность организации медпункта (п.5.27. СП 44.13330.2011), но наличие аптечек в подразделениях его наличие не отменяет.

Количество производственных аптечек на предприятии не регламентировано, но разумно иметь по одной на каждый цех, отдельное здание. Таким образом обеспечивается возможность оперативного доступа к средствам. Если работа носит разъездной характер, препараты должны храниться в сумке для перевозки.

Применение

Аптечка необходима для неотложных действий как при травмах, так и в менее опасных ситуациях — порезы, ушибы и другие микротравмы. При наличии необходимости любой работник предприятия имеет право обратиться за оказанием помощи.

При организации производственной аптечки проводится ряд мероприятий:

  1. Создается санитарный пост с ответственным сотрудником, контролирующим хранение, приобретение, применение средств и препаратов.
  2. Все работники ставятся в известность о местонахождении санитарного поста.
  3. В специальном журнале отмечаются использованные средства.

Ответственные сотрудники за сохранность, укомплектованность и пригодность для использования должны закреплять приказом по предприятию. 

Если происходит доукомплектация производственной аптечки препаратами, не входящими в список рекомендованных, делается это только при согласовании с медицинским работником. Приобретенные препараты должны продаваться в аптеках без ограничений, иметь лицензии на применение в государстве.

Хранение и утилизация 

Хранением, пополнением и утилизацией производственной аптечки занимается лицо, отмеченное в приказе, изданном руководством. Это может быть любой сотрудник, прошедший подготовку по оказанию медицинской помощи. Его основные должностные обязанности не должны препятствовать оказанию помощи.

Специалист по охране труда при периодических проверках на соблюдение требований охраны труда должен проверять исполнение данной обязанности. В случае необходимости он должен составить предписание по охране труда.

Срок годности, как правило, указан на самой упаковке или на препаратах внутри.

После истечения срока годности препараты нужно утилизировать. Лекарственные средства сдаются в организации, имеющие лицензию на утилизацию опасных отходов. Бинты, пластыри, маски и тому подобное утилизируются как обычные бытовые отходы. Перчатки, ножницы, салфетки, нестерильная маска и прочее с неопределенным сроком годности меняются по усмотрению ответственного лица.

Ответственность работодателя

Приказ №1331н Минздрав РФ регламентирует состав, условия хранения и утилизации, виды производственных аптечек и другие нюансы. И если проверка обнаружила нарушения, за них грозят штрафы (ч.1 ст. 5.27.1 КоАП РФ):

●  для должностного лица – от 2000 до 5000 рублей;

●  для ИП от 2000 до 5000 рублей;

●  для организаций – от 50000 до 80000 рублей.

Отсутствие или неполная комплектация могут привести и к более серьезным последствиям, если не удастся оказать своевременную медпомощь. Поэтому стоит озаботиться этим вопросом заранее.

Выводы

Каждый работодатель, независимо от формы собственности, должен обеспечивать санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание сотрудников, то есть аптечка для оказания первой помощи обязательна (ст. 216.3 ТК РФ).

Их количество в организации не регламентировано и должно зависеть от количества цехов, зданий и т.д., чтобы рабочим не пришлось долго искать необходимые лекарства. Они должны быть в непосредственном доступе, постоянно проверяться ответственным за сохранность, хранение и использование лицом.

На покупку аптечек для оказания первой помощи работникам можно не тратить свои собственные средства — сделать это можно за счет ФСС (Фонда социального страхования).

    Отправляя данную форму, я соглашаюсь с политикой обработки персональных данных