Как организовать охрану труда на микропредприятии
Начнём с того, что согласно ст. 214 ТК РФ все работодатели обязаны обеспечивать безопасные условия труда в организациях с любой штатной численностью. Любой работодатель должен обучить своих работников правилам охраны труда (далее – ПОТ), даже если у него один штатный работник.
Прежде чем начать разбираться, что из себя представляет организация охраны труда (далее — ОТ) на микропредприятии, следует остановиться на том, что на основании п. 2 ч. 1.1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ “О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ и среднего предпринимательства в РФ” определено, что к малым предприятиям относятся организации и индивидуальные предприниматели (далее — ИП) со среднесписочной численностью до 100 человек включительно, среди них выделяют микропредприятия — со штатной численностью до 15 человек.
Согласно п. 3 ч. 1.1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ и п.1 постановления Правительства РФ от 04.04.2016 г. № 265 “О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства”, доход микропредприятия за предшествующий год не должен превышать 120 млн. рублей.
Несмотря на это, работодатели обязаны организовывать ОТ с учётом требований ТК РФ, рядом федеральных законов, постановлений Правительства РФ, приказов различных министерств и ведомств и других нормативных правовых актов (далее – НПА), но для микропредприятий в этом плане есть поблажки со стороны государства. Среди значимых поблажек со стороны государства — упрощённый порядок проведения ряда процедур и оформления документов. Для того, чтобы помочь пережить непростые времена, государство с заботой относится к микропредприятиям. Для этих целей микропредприятиям установлены упрощённые процедуры регистрации, взаимодействия с проверяющими органами. Так, с 1 сентября 2022 года для микропредприятий действуют упрощённые требования в части обучения работников по ОТ. Разберёмся, что упрощено, какие документы должны быть на микропредприятиях, как провести обучение работников по ОТ и кого можно назначить ответственным за ОТ.
Как организовать охрану труда на микропредприятии
Если на микропредприятии работает хотя бы один человек по трудовому договору, необходимо организовать работу по ОТ. Перед руководителем микропредприятия возникают все обязательства по ОТ, перечисленные в ст. 214 ТК РФ.
В соответствии со ст. 223 ТК РФ, микропредприятия вправе не организовывать ОТ своими силами, одним выходом, более цивилизованным для руководителя микропредприятия может стать передача основных процессов по ОТ на аутсорсинг. На законодательном уровне не запрещено передавать её на аутсорсинг. Например, организация «Охрана труда» предоставляет аутсорсинг ОТ, начиная от аудита документации и заканчивая полным сопровождением и представлением интересов в государственной инспекции труда (далее — ГИТ) и других контролирующих органах. Передача функций по ОТ сторонним экспертам позволит сосредоточиться на основных бизнес-процессах и развитии микропредприятия, а также сэкономить средства на создание службы ОТ.
Работодатель, нанявший аккредитованную организацию, имеет право обратного требования (регресса), если из-за действий или бездействий аутсорсера организация понесла потери. Аутсорсинг по ОТ могут проводить юридические лица или ИП, аккредитованные Минтрудом России на оказание услуг по ОТ согласно постановлению Правительства РФ от 16.12.2021 г. № 2334 “Об утверждении Правил аккредитации организаций, ИП, оказывающих услуги в области ОТ, и требований к организациям и ИП, оказывающим услуги в области ОТ”. Требования к таким организациям очень жёсткие, что является залогом качественной работы. Вылететь из реестра можно очень просто, а вот восстановиться в нём гораздо труднее.
Несмотря на то, что существует упрощённый порядок таких мероприятий, например, в отношении обучения работников микропредприятия или проведения специальной оценки условий труда (далее – СОУТ), такие организации обязаны создавать систему управления охраной труда (далее – СУОТ) и разработать положения о СУОТ.
Положение о системе управления охраной труда
Положение о СУОТ необходимо разработать в соответствии с приказом Минтруда России от 29.10.2021 г. № 776н “Об утверждении Примерного положения о СУОТ”.
Возможно, положение о СУОТ будет не таким обширным, как в крупных организациях, но оно должно быть и все основные процессы должны быть прописаны в полном объёме. Положение о СУОТ ввести в действие приказом.
Согласно ст. 217 ТК РФ определено, что СУОТ – это комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области ОТ у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей.
Работодатель может разработать положение о СУОТ самостоятельно, а может привлечь для этого сторонние организации.
За отсутствие положения о СУОТ инспекторы ГИТ могут выписать предупреждение или оштрафовать по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, размер штрафа установлен:
- для должностных лиц – в размере от 2000 до 5000 рублей;
- для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 2000 до 5000 рублей;
- для организаций – от 50 000 до 80 000 рублей.
Приказ о назначении ответственного за охрану труда в организации
Следующий шаг – это издать приказ о назначении ответственного за ОТ в организации. Если вы решили заниматься ОТ на микропредприятии своими силами, а не привлекать к этому аутсорсеров, то не обязательно создавать целую службу ОТ в организациях со штатной численностью до 15 человек. Об этом сказано в ст. 223 ТК РФ. Просто назначьте ответственного работника на роль специалиста по ОТ, который прошел обучение по ОТ в обучающей организации по всем программам установленным постановлением Правительства РФ от 24.12.2021 г. N 2464 “О порядке обучения по ОТ и проверки знания требований ОТ” (далее – Правила обучения).
Если в организации не более 15 человек, работодатель может не назначать специалиста по ОТ и есть два варианта.
Первый вариант: работодатель может сам быть таким ответственным либо приказом назначить работника ответственного за ОТ и проведение инструктажей по ОТ. В этом случае и руководитель, и ответственный работник должны быть обучены по ОТ в обучающей организации.
Второй вариант: передать работу на аутсорсинг, заключить договор с аккредитованной организацией, оказывающей услуги по ОТ. Выбранную схему организации ОТ надо закрепить приказом.
Инструкции по охране труда
Следующее, что необходимо сделать – это разработать и утвердить инструкции по ОТ (далее – ИОТ), и ввести в действие приказом.
В небольшой организации можно разработать и утвердить одну общую ИОТ для офисных работников. Достаточно сделать одну инструкцию на вид выполняемой деятельности. Например, для офисных работников не нужно составлять ИОТ для каждой конкретной должности. Достаточно сделать ИОТ при работе с ПЭВМ и при работе с копировально-множительной техникой.
Все дело в том, что ПОТ и ИОТ разрабатывают работодатели, чтобы обеспечить безопасность труда и сохранения жизни и здоровья работников. Если работодатель исполняет требования ОТ, указанные в правилах, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, зачастую этого достаточно.
Требования к порядку разработки и содержанию ПОТ и ИОТ установлены приказом Минтруда России от 29.10.2021 г. № 772н “Об утверждении основных требований к порядку разработки и содержанию правил и инструкций по ОТ, разрабатываемых работодателем” и ст. 211.2 ТК РФ. При этом закон не обязывает микропредприятия разрабатывать свои ПОТ.
Новые требования не регламентируют срок пересмотра ИОТ. Единственное, что указано — они должны быть актуальными. Если НПА, на основе которых разрабатывают ИОТ, утратят силу или изменятся, это станет основанием скорректировать ИОТ. Следовательно, ИОТ действует, пока есть необходимость в её применении, и обязательных требований к сроку проверки нет.
Можно утверждать, что работодатель должен сам определить порядок актуализации ИОТ и закрепить это в своей СУОТ: определить сроки, ответственных за пересмотр и поддержание ИОТ в актуальном состоянии, обычно срок не более 5 лет. Также у работодателя есть право заказать разработку пакета всех необходимых документов экспертам-аутсорсерам, включая ИОТ.
Программы проведения инструктажей по охране труда
Следующий шаг – это разработать и утвердить программы проведения инструктажей по ОТ, а далее вводятся приказом в действие.
Требования к порядку разработки и содержанию программ проведения инструктажей по ОТ установлены Правилами обучения и, ст. 214 ТК РФ обязательно для всех работников организации.
Проведения инструктажей по охране труда
Согласно п.102 и п.103 Правил обучения, микропредприятия могут совместить вводный инструктаж по ОТ и инструктаж по ОТ на рабочем месте. При этом для всех видов инструктажей по ОТ можно вести единый документ регистрации, то есть журнал регистрации инструктажей по ОТ в организации. Ответственный работник должен быть обучен по ОТ в обучающей организации и назначен приказом ответственным за проведение инструктажей по ОТ.
Руководитель микропредприятия может освободить часть персонала от инструктажей по ОТ на рабочем месте, если они используют ПЭВМ, другую организационную и бытовую технику, не участвующую в технологическом процессе, при этом они не работают во вредных или опасных условиях труда, и отсутствуют другие источники профессиональных рисков.
На основании п. 13 Правил обучения, обязательно утвердите приказом перечень профессий и должностей работников, освобождённых от прохождения первичного инструктажа по ОТ на рабочем месте.
Обучение по охране труда
С 1 сентября 2022 года начали действовать послабления для микропредприятий в плане проведения инструктажей по ОТ и обучения по ОТ. Теперь не нужно создавать комиссии по проверке знаний требований ОТ, разрешено освобождать часть работников от обучения по ОТ и проводить инструктажи по ОТ ответственным лицом.
В соответствии с п.100 Правил обучения, работодатели, отнесённые к микропредприятиям, могут проводить обучение требованиям ОТ, обучение по оказанию первой помощи пострадавшим, обучение по использованию средств индивидуальной защиты работников только в ходе проведения инструктажа по ОТ на рабочем месте.
Исключение! Запрещено заменять обучение инструктажами по ОТ, если на микропредприятии проводят работы повышенной опасности (далее — РПО), утвержденные в перечне. Руководителей и ответственных за ОТ отправляйте на обучение в аккредитованные и лицензированные обучающее организации. Даже для микропредприятий нет никаких поблажек в этом плане. Если в ходе проверок инспектор ГИТ обнаружит, что работодатель нарушил требования — выпишет штраф по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Проверка знаний требований охраны труда
На микропредприятии можно не создавать комиссию по проверке знания требования ОТ. В этом случае достаточно назначить лицо, ответственное за проверку знания требований ОТ, или самому работодателю организовать такую проверку.
Учтите, что такой «экзаменатор» должен сам быть обучен по всем видам программ, которые утверждены в организации, и обязательно в обучающей организации. В противном случае могут оштрафовать по ч.1 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Роструд на сайте Онлайнинспекция.рф разъяснял, что протокол проверки знаний требований ОТ можно не оформлять, записей об инструктажах по ОТ достаточно.
Отдельно отметим, что обязанность зарегистрировать личный кабинет на сайте Минтруда России и подать сведения в реестр работодателей, проводящих обучение по ОТ, с 1 марта 2023 года есть только у тех микропредприятий, в которых проводят РПО.
Если микропредприятие организует ОТ упрощённо, регистрироваться не нужно.
Проведение специальной оценки условий труда на микропредприятиях
СОУТ требуется для всех организованных рабочих мест на территории работодателя, где есть работники по трудовому договору. Это следует из норм ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ “О специальной оценке условий труда”. СОУТ нужна и на временных рабочих местах, в том числе сезонных.
Есть всего несколько исключений. СОУТ не проводят:
- у работодателей-физических лиц без статуса ИП и в религиозных организациях;
- для надомников и дистанционных работников – там нет организованных рабочих мест;
- для ИП-работодателя или единственного учредителя – они не работают по трудовому договору;
- по вакансиям, которые не относятся к «аналогичным рабочим местам» – письмо Минтруда России от 01.09.2017 № 15-1/ООГ-2445.
Во всех остальных случаях у работодателя должны быть результаты СОУТ, чтобы работник знал свои условия труда. Минтруд России разъяснил это в письме от 20.10.2015 № 15-1/ООГ-5597.
По общему правилу в ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ результаты СОУТ действуют 5 лет.
СОУТ должны проводить все работодатели, независимо от сферы деятельности и численности работающих.
Когда порядок специальной оценки условий труда можно упростить
СОУТ проводит независимая аккредитованная организация, у которой есть своя испытательная лаборатория. Чем больше рабочих мест нужно оценивать, тем дороже это обойдётся для работодателя.
Есть три ситуации, когда расходы на СОУТ можно снизить:
1. Не проводить СОУТ на всех аналогичных рабочих местах. Условия труда в одной компании могут быть одинаковы для группы работников. Например, бухгалтеры трудятся в одном кабинете, в общем режиме рабочего времени и выполняют схожие трудовые функции. Их рабочие места признаются аналогичными по ч. 6 ст. 9 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ. Закон разрешает включить в перечень для СОУТ 20% аналогичных рабочих мест, но не менее двух – ст. 16 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ. В таких случаях заполняют одну карту СОУТ и разрабатывают единый перечень мероприятий по ОТ.
2. Не делать повторную СОУТ задекларированных рабочих мест. Если при СОУТ на рабочих местах не выявили опасные и вредные факторы, а также условия труда отнесены к 1 и 2 классам, составляют декларацию. Она действует бессрочно, и повторная плановая СОУТ не проводится.
Декларация прекращает действие, если на задекларированных рабочих местах произойдёт несчастный случай или будет выявлено профзаболевание, либо инспектор ГИТ обнаружит нарушение нормативных требований. В этих ситуациях работодатель обязан провести внеплановую СОУТ.
3. Не привлекать независимую организацию для СОУТ на некоторых микропредприятиях. С 1 марта 2023 года действуют особенности проведения СОУТ на микропредприятиях, утверждённые приказом Минтруда России от 31.10.2022 г. № 699н “Об утверждении особенностей проведения СОУТ рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности – субъектов малого предпринимательства (включая работодателей – ИП), которые в соответствии с федеральным законодательством отнесены к микропредприятиям” (далее — Особенности). Они разрешают работодателям делать СОУТ самостоятельно, без привлечения независимой аккредитованной организации.
Теперь в организациях со штатной численностью до 15 человек СОУТ проводит работодатель или его представитель совместно с работниками без привлечения экспертной организации. Чтобы понять, есть ли опасные или вредные факторы, заполняйте чек-лист — он есть в Особенностях.
Если в ходе упрощённой СОУТ выявите хоть один опасный или вредный фактор, то привлеките экспертную организацию для более углубленной СОУТ. Она проведёт необходимые замеры и составит декларацию. Если вредные или опасные факторы не будут выявлены ни при упрощённой процедуре, ни экспертами, то у микропредприятия останется 2-ой класс опасности. В этом случае декларация будет бессрочной.
Не забудьте в течение 30 календарных дней ознакомить работников с декларацией, а затем подать её вместе с проверочным листом в территориальную ГИТ. На это у вас будет 30 рабочих дней. После проверки документов данные о проведенной СОУТ внесут в Федеральную информационную систему Минтруда России ФГИС ЕИСОТ.
Какие микропредприятия могут применять упрощённую специальную оценку условий труда
Специальная оценка условий труда — единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также – вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
Особенности упрощённой СОУТ заключаются в том, что организация самостоятельно проводит идентификацию потенциально вредных и опасных производственных факторов на рабочих местах. После чего подаёт декларацию СОУТ.
Особенности установлены для малых организаций, которые имеют в качестве основного один из следующих видов экономической деятельности:
- разработка компьютерного программного обеспечения, консультационные услуги в данной области и другие сопутствующие услуги (класс 62 раздела J);
- деятельность в области информационных технологий (класс 63 раздела J);
- деятельность финансовая и страховая (раздел K);
- деятельность по операциям с недвижимым имуществом (раздел L);
- деятельность в области права и бухгалтерского учета (класс 69 раздела M);
- деятельность головных офисов; консультирование по вопросам управления (класс 70 раздел M);
- деятельность в области архитектуры и инженерно-технического проектирования; технических испытания, исследований и анализа (класс 71 раздела M);
- деятельность рекламная и исследование конъюнктуры рынка (класс 73 раздела M);
- деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги (раздел N);
- образование (раздел P);
- деятельность библиотек, архивов, музеев и прочих объектов культуры (класс 90 раздела R);
- деятельность общественных организаций (класс 94 раздела S).
Когда упростить специальную оценку условий труда на микропредприятии не получится
Особенности по приказу Минтруда России от 31.10.2022 г. № 699н не распространяются на организации, где есть рабочие места с вредными и опасными условиями труда и льготников:
1. Профессии и должности работников включены в списки на досрочное назначение страховой пенсии по старости. В 2023 году применяются перечни по постановлению Правительства РФ от 16.07.2014 г. № 665 “О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение”. К таким профессиям и должностям относятся, например, спасатели, педагоги, горнорабочие.
2. Работники получают гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда. Это, например, дополнительный оплачиваемый отпуск или бесплатное молоко. Такие гарантии и компенсации устанавливаются по результатам СОУТ.
3. На микропредприятии раньше при СОУТ были выявлены рабочие места с 3 или 4 классом.
В соответствии п. 8 Особенностей, также придётся привлекать независимых экспертов, если опасные или вредные факторы будут идентифицированы самим работодателем при проведении СОУТ.
Как проходит специальная оценка условий труда по упрощённой схеме
СОУТ состоит из нескольких этапов.
Шаг 1. Издать приказ о СОУТ. В нём назначить комиссию по проведению СОУТ в соответствии со ст. 9 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ. На малых предприятиях в её состав входят ИП-работодатель или руководитель; специалист по ОТ или тот, кто выполняет его функции; представитель профсоюза, если он есть.
По закону функции комиссии может выполнять сам ИП, руководитель микропредприятия или уполномоченное должностное лицо, если численность не позволяет образовать комиссию. Но по правилам, прописанных в Особенностях, СОУТ проводится представителями работодателя и работников. То есть должно быть назначено несколько человек, которые и будут делать СОУТ.
Шаг 2. Утвердить решением комиссии перечень рабочих мест для СОУТ.
Шаг 3. Заполнить проверочные листы для рабочих мест по форме приложения 1 к Особенностям. Этот этап называется «идентификацией потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов». Обычно его делает аккредитованная экспертная организация, но на большинстве микропредприятий это могут делать представители работодателя и работников.
Заполненные проверочные листы утверждаются решением комиссии по проведению СОУТ (см. шаг 1). В течение 3 рабочих дней после этого с ними нужно ознакомить работников под роспись. В эти 3 дня не входит время, когда работника нет на месте по уважительным причинам: межвахтовый отдых, отпуск, болезнь, командировка.
Шаг 4. Если не выявлены опасные и вредные факторы, условия труда для рабочих мест на микропредприятии признаются допустимыми (2 класс). Это оформляется решением комиссии.
Шаг 5. Заполнить декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям ОТ по форме приложения 2 к Особенностям. Документ вместе с копиями проверочных листов нужно подать в территориальную ГИТ не позднее 30 рабочих дней с даты утверждения проверочных листов.
Порядок подачи декларации прописан в приказе Минтруда России от 17.06.2021 г. № 406н “О форме и Порядке подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям ОТ, Порядке формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям ОТ”. Её можно направить:
- в бумажном виде за подписью руководителя микропредприятия;
- в электронном виде, с УКЭП, на сайте Роструда.
ГИТ самостоятельно внесёт декларацию в государственный Реестр в течение 15 рабочих дней. Это считается размещением итогов СОУТ в Федеральной государственной информационной системе – ФГИС «СОУТ». И с даты публикации декларации в Реестре результаты СОУТ можно применять для ОПР, планирования мероприятий по ОТ и других целей, указанных в ст. 7 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ.
Шаг 6. На основании результатов СОУТ работодатель вносит изменения в трудовой договор в части условий труда работника. Работника письменно предупреждают о необходимости подписать дополнительное соглашения за два месяца.
Оценка профессиональных рисков на малом предприятии: как провести и оформить результат
Оценка профессиональных рисков — система мероприятий, направленных на выявление факторов, способных нанести вред здоровью или жизни человека на рабочем месте и является одним из базовых процессов СУОТ. Она должна проводиться у всех работодателей, в том числе со статусом микропредприятий. Разберёмся, как провести ОПР.
Что такое оценка профессиональных рисков
Согласно ст. 209 ТК РФ, профессиональный риск — вероятность причинения вреда жизни и (или) здоровью работника в результате воздействия на него вредных и (или) опасных факторов при выполнении трудовой функции, с учётом возможной тяжести повреждения здоровья. Простыми словами, это все ситуации на рабочем месте, в которых работник может пострадать. В соответствии в ст. 218 ТК РФ определено, что профессиональные риски в зависимости от источника их возникновения подразделяются на риски травмирования работника и риски получения им профессионального заболевания.
Профессиональные риски выявляются и оцениваются при ОПР. На основании ст. 214 и ст. 218 ТК РФ, работодатель обязан систематически проводить эту процедуру, но точная периодичность в НПА не установлена. Периодичность проведения ОПР в соответствии с требованиями п. 5.1 ГОСТ 12.0.230.5-2018 оценка риска должна проводиться организацией:
а) в случаях, если ранее такая оценка не проводилась;
б) при любых изменениях (пункт 4.10.2 ГОСТ 12.0.230).
Оценка риска может также проводиться организацией во всех случаях, когда организация считает это целесообразным и/или необходимым.
Оценка риска может проводиться организацией в плановом или внеплановом порядке.
После выполнения разработанных мероприятий проводится повторная ОПР с учётом предпринятых действий и анализ эффективности мероприятий по управлению рисками.
Это может быть 1 раз в 5 лет, а может быть установлен и более короткий срок, на усмотрение работодателя. Регулярность проведения ОПР работодатель определяет самостоятельно. Сроки должны быть указаны в положении об управлении профессиональными рисками. Рекомендуется выполнять ОПР при различных классах опасности со следующей периодичностью: при умеренных (приемлемых) классах опасностей — каждые 3 года.
Вся ответственность за ОПР лежит на руководителе организации, то есть он решает:
- как часто выявлять и оценивать опасности на рабочих местах, актуализировать мероприятия по снижению их уровней;
- идентифицировать и измерять риски собственными силами, либо привлекать для этого подрядную организацию.
Особенности оценки профессиональных рисков для малых предприятий
Упростить ОПР на малом предприятии можно только в части выбора и использования методов её проведения. Совсем отказаться от этой процедуры не получится, даже если в штате работает всего 3 человека: директор, менеджер и уборщица. Опасности есть на любом рабочем месте — например, скользкий пол, неисправная электропроводка, бездомные собаки на территории предприятия. Обязанность работодателя все их вовремя выявить и оценить по уровню риска.
Минтруд России рекомендует применять для малых предприятий без РПО самые простые методы, не требующие специальных знаний и обеспечивающие базовую безопасность в соответствии с п. 28 и приложениям приказа Минтруда России от 28.12.2021 г. № 926 “Об утверждении Рекомендаций по выбору методов оценки уровней профессиональных рисков и по снижению уровней таких рисков” (далее – Рекомендации № 926). Но только если на малом предприятии нет оборудования, способного причинить вред жизни или здоровью работника.
Как провести оценку профессиональных рисков: пошаговый алгоритм
Организации руководствуются рекомендациями Минтруда России в приказе Минтруда России от 31.01.2022 г. № 36 “Об утверждении Рекомендации по классификации, обнаружению, распознаванию и описанию опасностей” (далее – Рекомендации № 36) и Рекомендации № 926. Эти документы не относятся к государственным нормативным требованиям ОТ, но работодатель в соответствии со ст. 218 ТК РФ, может их применять для выбора методов, оформления результатов и разработки мероприятий по снижению уровней опасности.
Шаг 1. Издать приказ о выявлении опасностей на рабочих местах. В нем определить:
- Состав комиссии из представителей работодателя и работника, которая будет принимать коллегиально все решения по процедуре ОПР. Специально обучать и проводить проверку знаний для её членов не нужно — таких требований в нормативных актах нет.
- Перечень и форму представления результатов ОПР. Это те итоговые документы, которые должны быть у работодателя. Минтруд России рекомендует на основании п. 4, п. 33 и приложений Рекомендаций № 36, п. 88 и приложений Рекомендаций № 926 оформлять Перечень (реестр) идентифицированных опасностей и приложение 16 к Рекомендациям № 926 оформлять План управления рисками. Прочие документы: матрица рисков, карты рисков для рабочих мест и т.п., работодатель выбирает самостоятельно.
- Функции комиссии по ОПР. Указывают, какие решения и как будут приниматься при ОПР. Например, утверждение перечня рабочих мест для оценки, выбор метода оценки, утверждение Перечня опасностей (рисков).
- Объекты исследования при выявлении опасности на основании п. 3 Рекомендаций № 36: виды деятельности, рабочие места (зоны), профессии, структурные подразделения или территория работодателя в целом. На малых предприятиях, где нет РПО, можно оценивать только рабочие места или территорию работодателя, либо провести идентификацию рисков по отдельным нештатным ситуациям (несчастным случаям или микротравмам). Не обязательно описывать все виды деятельности, если в штате трудится 3 человека за компьютером.
- Рекомендуемые методы ОПР. Здесь нужно учитывать численность предприятия, сложность выполняемых работ, факторы производственной среды. Не нужно брать сложные методы из Рекомендаций № 926, если на микропредприятии трудится всего 4 офисных менеджера и директор.
- Кто будет проводить ОПР. Работодатель может сделать её самостоятельно или привлечь экспертов по договору ГПХ. Обычно рекомендуют нанимать сторонних специалистов, если в организации есть РПО (например, монтаж устройств связи на опасных объектах типа металлургических комбинатов или химзаводов).
Нигде в нормативных актах не указано, что нужно выпускать приказ об ОПР. Но таким документом работодатель сможет обосновать инспектору ГИТ все нюансы проведенной процедуры, выбор методов и формы представления результатов.
Шаг 2. Утвердить решением комиссии перечень рабочих мест для ОПР. Не оцениваются только вакансии (там никто не работает), места дистанционных и надомных работников, а также лиц по договорам ГПХ.
Шаг 3. Собрать исходную информацию согласно п. 10-14 Рекомендаций № 36. Это могут быть требования ПОТ, других приказом Минтруда России, жалобы работников, статистика по производственному травматизму, результаты СОУТ и другие данные. При необходимости провести анкетирование работников и осмотр территории, рабочих мест.
Шаг 4. Провести анализ исходной информации и составить предварительный Перечень опасностей (рисков). Выбрать метод ОПР с учётом следующих факторов:
- наличие опасных работ в соответствии с приложением 2 приказа Минтруда России от 29.10.2021 г. № 776н;
- простота метода и требования к квалификации лиц для его применения — некоторые методы требуют проведения измерений, наличия специального программного обеспечения или экспертный уровень специалиста;
- детализация результатов.
Шаг 5. Провести ОПР и утвердить комиссионно её результаты.
Шаг 6. Ознакомить каждого работника с результатами выявления опасностей на рабочем месте и ОПР согласно ст. 214 и ст. 216.2 ТК РФ. Рекомендуется подтверждать это документально — личной подписью работника в карте рисков или Перечне рисков, либо в листе ознакомления с результатами ОПР. Так будет проще доказать инспектору ГИТ, что работник ознакомлен с опасностями на своем рабочем месте.
Периодичность ОПР нормативно не установлена. Но это не значит, что её можно провести 1 раз и сложить «в шкаф» результаты до очередной проверки со стороны ГИТ. Результаты ОПР актуализируют, например, при внедрении нового оборудования, как дополнительного источника опасностей, или при несчастных случаях, профзаболеваниях, если их причиной стали не идентифицированные риски.
Что необходимо запомнить
ОПР нужна для выявления опасностей на рабочих местах, которые могут привести к травмированию работника или развитию у него профзаболевания. Она шире, чем СОУТ. Оценивать риски может как сам работодатель, так и привлеченный эксперт по договору ГПХ. Требований о государственной аккредитации таких специалистов нет. Порядок и методы проведения ОПР приведены в Рекомендациях № 926 и Рекомендациях № 36.
По результатам идентификации опасностей составляются Перечень выявленных рисков и План управления рисками. С результатами ОПР работника нужно ознакомить под личную подпись.
Работодатели, которые не проводят ОПР, могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Какие отчёты по охране труда подают микропредприятия
Юридические лица предоставляют в Росстат отчётность по ОТ в зависимости от категории организации, вида экономической деятельности, а также от того, участвует ли организация в выборке.
В общем случае микропредприятия освобождены от отчётов по ОТ. Им не нужно подавать их ни по форме № 7-травматизм, ни по форме № 1-Т (условия труда). Но это очень условные поблажки с учётом того, что в остальном малые предприятия обязаны выполнять такие же обязательные требования, как и крупные организации.
Однако так будет только до тех пор, пока ваша организация не перейдёт в статус среднего бизнеса. К нему относятся все организации со штатной численностью от 101 до 250 человек и годовым доходом свыше 800 млн. рублей, но не более 2 млрд. рублей.
Если микропредприятие динамично развивается, появляются новые рабочие места, а окупаемость растёт, вы понимаете, что ваше организация вышла из категории микропредприятия, то по итогам года проверяйте, должны ли вы сдавать отчёты по ОТ. Сделать это можно на портале Росстата. Там же вы найдёте даты подачи отчётности — они периодически обновляются из-за появления новых законов.