Новые правила обучения по охране труда 2023: что изменилось
Постановление Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2021 г. № 2464 «О порядке обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда», вступившее в действие 1 сентября 2022 года, потребовало некоторых усилий в правоприменении. Возможно, именно практика правоприменения и привела к тому, что необходимость внесения изменений в это постановление возникла уже через 3 месяца от момента вступления в силу.
На портале regulation.gov.ru опубликован 25 ноября 2022 г. Проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в Правила обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда», ID проекта 02/07/11-22/00133805. Основание для разработки проекта акта — поручение Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2022 г. № ДГ-П36-19482.
Планируется вступление этих изменений в силу с 1 сентября 2023 г. и их действие до 1 марта 2026 г.
Изменения, касающиеся внепланового обучения по охране труда
В проекте постановления уточняется требование, касающееся прохождения работниками внепланового обучения по охране труда при вступлении в силу нормативных правовых актов, которые содержат государственные нормативные требования охраны труда, только при наличии в соответствующих нормативных правовых актах Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации положений о проведении внепланового обучения работников требованиям охраны труда.
В пункте 61 постановления присутствует требование: «проводится по требованию Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации».
Уточнение формулировки в п.61 постановления очень важно: с его принятием становится ясно, где искать ответ на вопрос, нужно ли проводить внеплановое обучение по основанию опубликования утвержденного нового нормативного правового акта Минтруда и социальной защиты Российской Федерации. Действующая формулировка вызывала вопросы, ждать ли еще одного приказа с требованием, касающимся необходимости прохождения работниками внепланового обучения по охране труда при вступлении в силу нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, если в соответствующих нормативных правовых актах Минтруда и социальной защиты Российской Федерации такое требование отсутствовало.
Учитывая требования ФЗ 247 о том, что должно быть не менее 90 дней между опубликованием НПА и его вступлением, и этот срок требуется, чтобы подготовиться в вступлению НПА (в т.ч. провести внеплановое обучение по охране труда), то теперь при вступлении в силу предлагаемых изменений правоприменитель сразу из опубликованного НПА может узнать, нужно ли проводить внеплановое обучение.
Изменения требований к организации удаленной работы сотрудников
Второй пункт изменений — уточнение об учете дистанционных работников при расчете минимального количества работников, которые подлежат обучению требованиям охраны труда в организации или у индивидуального предпринимателя, оказывающих услуги по обучению работодателей и работников вопросам охраны труда.
Графу «Среднесписочная численность работников организации» приложения № 4 постановления 2464 дополнить сноской:
«<***> Без учета работников, выполняющих трудовую функцию дистанционно на постоянной основе.».
«В пиковые периоды нерабочих дней, по данным оперативного мониторинга на портале «Работа в России», почти 11% трудоустроенных граждан работали удаленно. Это почти 6 млн человек. Сегодня продолжают работать удаленно порядка 9,5% трудоустроенных граждан – свыше 5 млн человек. По нашим прогнозам, до 5% трудящихся останутся работать удаленно. Это создает необходимость регулирования дистанционной занятости. Обеспечив правовые механизмы для оформления удаленной занятости, мы поможем организациям более гибко реагировать на изменяющиеся условия рынка и повысим социальную защищенность граждан», – сообщил Министр труда и социальной защиты РФ Антон Котяков.
Министр отметил, что за 3 месяца в Роструд поступило свыше 330 тыс. запросов от работников и работодателей, 90% из которых носили консультационный характер. При этом большая часть вопросов была связана с организацией удаленной работы.
В настоящее время дистанционной (удаленной) работой является выполнение определенной трудовым договором рабочих задач вне места нахождения работодателя, его филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения (включая расположенные в другой местности), вне стационарного рабочего места, территории или объекта, прямо или косвенно находящихся под контролем работодателя, при условии использования для работы и для взаимодействия между работодателем и работником по вопросам, которые связаны с ее выполнением, информационно-телекоммуникационными сетями, в том числе сети “Интернет”, и сетями связи общего пользования (часть первая ст. 312.1 ТК РФ).
С 1 января 2021 г. понятия “дистанционная работа” и “удаленная работа” официально стали синонимами.
Для признания работы дистанционной (удаленной), она должна соответствовать таким критериям:
- Трудовая функция должна выполняться вне места нахождения работодателя, его филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения (включая расположенные в другой местности), вне стационарного рабочего места, территории или объекта, прямо или косвенно находящихся под контролем работодателя.
- Под местом нахождения для целей ТК РФ понимается не местность в целом, а конкретный адрес, что следует из ст. 57 ТК РФ. Таким образом, выполнение дистанционной работы возможно не только в другом, но и в том же населенном пункте, в котором находится работодатель или его подразделение. Главное, чтобы работа не осуществлялась на подконтрольной работодателю территории.
- Для выполнения работы и для осуществления взаимодействия между работодателем и работником по рабочим вопросам должны использоваться информационно-телекоммуникационные сети, в том числе сети “Интернет”, и сети связи общего пользования.
- Сеть связи общего пользования — это комплекс взаимодействующих сетей электросвязи, который может включать в себя телефонные сети, иные сети связи, определяемые по технологии реализации оказания услуг связи (ст. 13 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ “О связи”, п. 3 Правил присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия (утв. постановлением Правительства РФ от 21.01.2022 N 29).