О необходимости независимой оценки квалификаций – требования Трудового кодекса РФ
В соответствии с законодательством Российской Федерации, квалификация работника определяется как уровень его знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы. Требования к квалификации работников описаны в различных нормативных документах:
- профессиональные стандарты;
- единый квалификационный справочник должностей;
- единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих;
- федеральные законы и другие правовые акты.
Например, требования к специалисту по охране труда устанавливаются в соответствии с категорией, описанной в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих. Он утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 17 мая 2012 г. № 559н.
Требования к квалификации специалиста по ОТ, в соответствии с квалификационным справочником, включают высшее профобразование по направлению «Техносферная безопасность» или соответствующим ему направлениям либо высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области охраны труда. Среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование также допустимы, если у работника есть стаж работы в этой области не менее 3 лет.
Профессиональный стандарт «Специалист в области охраны труда», утвержденный приказом Минтруда России от 22 апреля 2021 года № 274н, также определяет минимальные требования к квалификации специалиста по ОТ. Согласно стандарту, специалист должен иметь высшее образование в бакалавриате или высшее образование (непрофильное) в бакалавриате с дополнительным профобразованием в области ОТ, или среднее профобразование в сочетании с дополнительным профессиональным образованием в области ОТ.
Необходимость независимой оценки квалификаций
Профессиональный стандарт представляет собой характеристику квалификации, необходимой для выполнения определенной функции. В случае, если наименования должностей, профессий и специальностей присутствуют как в квалификационных справочниках, так и в профессиональных стандартах, работодатель может самостоятельно выбрать, какой нормативный правовой акт использовать, за исключением случаев, когда федеральными законами и другими нормативными правовыми актами РФ определено иное.
Порядок подтверждения квалификации работника или лица, претендующего на определенную профдеятельность, описан в Федеральном законе от 3 июля 2016 года № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации». Согласно статье 2 этого закона, независимая оценка квалификации является процедурой подтверждения соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. Эту процедуру проводит центр оценки квалификаций.
Ни ТК РФ, ни Федеральный закон № 238-ФЗ, ни другие нормативные правовые акты, регулирующие вопросы независимой оценки квалификации, не содержат норм, определяющих юридические последствия для работника или соискателя в случае успешной или неуспешной процедуры. Поэтому независимая оценка квалификации не обязательна ни для работника, ни для работодателя.
Отраслевые министерства и ведомства разрабатывают нормативные правовые акты, которые устанавливают обязательность прохождения независимой оценки квалификации в конкретных сферах экономической деятельности. Например, Ростехнадзор разработал проект постановления Правительства Российской Федерации «Об организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек), эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах» (вместе с «Правилами организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах») (постановление Правительства Российской Федерации от 24 июня 2017 г. № 743).
Минстрой России представит законопроект, вносящий изменения в Градостроительный кодекс и другие законодательные акты страны. Одно из главных новшеств этого проекта заключается в том, что лица, занимающиеся организацией и проведением работ по инженерным изысканиям, разработкой проектной документации, строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом и сносом объектов капитального строительства, будут обязаны пройти независимую оценку квалификации.
Также в конце 2022 года Минтруд России утвердил список профстандартов, разработка которых будет финансироваться из федерального бюджета в 2023 году.
Стоит учитывать, что в этот перечень включен проект нового профстандарта “Специалист в области обучения охране труда”, разработка которого возложена на Совет по профессиональным квалификациям в сфере безопасности труда, социальной защиты и занятости населения.
По материалам Цирина Игоря Викторовича — Советника генерального директора ФГБУ “ВНИИ труда” Минтруда России