Киров
  • г. Киров, ул. Воровского, 78а
  • Пн-Пт с 8:00 до 17:00
  • info@isu-pb.ru
Главная Статьи Пошаговая организация охраны труда на предприятии работодателями: основные процедуры

Пошаговая организация охраны труда на предприятии работодателями: основные процедуры

ООО "Информпроект"
16
Картинка - организация охраны труда на предприятии

Многих специалистов, руководителей организаций и тех, кто по своей воле или неволе столкнулся с безопасностью на производстве, интересует: “Как проводится организация по охране труда на предприятии с нуля?”. 

Документы и шаги простые, что поможет понять, как должна строиться организация работ с нуля. Статья полезна специалистам, но иногда даже для СОТов с опытом эта информация будет полезна.

Организация охраны труда на предприятии с нуля — пошагово

Прежде чем рассказать, что из себя представляет организация охраны труда на предприятии с нуля, нужно остановиться на том, что это по большому счету документы. Это важно, потому что нужно “бумажкой” прикрыть работодателя от того, чтобы у него не было проблем, штрафов. 

Но в приоритете должна стоять жизнь и здоровье работника – это основной момент, ради этого готовятся все документы по охране труда. Об этом нужно помнить, и для этого сотрудник по охране труда есть в штате организаций.

Вводный инструктаж

Организация работ начинается с самой простой процедуры – вводный инструктаж, который проводится на основании п. 2.1.2 Постановления № 1/29 и, конечно же, статьи 212 ТК РФ.

Проводит данную процедуру специалист по охране труда, назначенный приказом по организации, который был обучен в учебном центре. Если удостоверения не будет, то даже вводный инструктаж будет считаться недействительным.

Не нужно путать обучение с повышением квалификации по техносферной безопасности. Это разные вещи.

В организации проводится инструктаж по программе вводного инструктажа. Недостаточно, чтобы у вас была разработана инструкция, да она нужна, так как там есть текстовая часть, по которой вы уже подробно рассказываете сотруднику:

  • в какую организацию он попал;
  • какие опасные факторы на его рабочем месте существуют;
  • какие меры безопасности должен предпринимать, находясь на площадке. 

То есть программа проведения – обязательный документ, а текстовую часть вы можете подготовить как для себя, так и для работников, которые только трудоустраиваются в компанию. 

Даты первого рабочего дня в табеле и проведения вводного инструктажа обязательно должны совпадать, потому что бывает, что трудовой договор заключается в один день, к работам приступает сотрудник совершенно в другой день. В табеле смотрится дата первого рабочего дня и регистрации вводного инструктажа, так как работодатель не имеет права допускать работника, который не прошел инструктажи и обучение.

Какие документы по охране труда необходимо разработать по вводному инструктажу в каждой организации? 

  1. Приказ о назначении ответственного за охрану труда. Обратите внимание, что это директор либо руководители подразделений. Специалист по охране труда не является ответственным за охрану труда, он не обеспечивает безопасное проведение работ, он только контролирует. Он может назначаться ответственным за контроль безопасного выполнения работ и охраны труда. Очень часто с таким моментом, особенно при аудите документов, что у многие СОТы сами себя назначают ответственным за обеспечение безопасных условий труда. Это недопустимо! Ответственным за безопасное проведение работ может быть только должностное лицо, специалист должностным лицом не является, это может быть ещё в случае, если начальник отдела, предположим, либо заместитель генерального директора по охране труда. Но обычно специалист таковым не считается.
  2. Приказ о назначении ответственных за проведение инструктажа. Приказы в принципе могут объединяться, могут быть отдельными.
  3. Программа инструктажа и лекционная часть, на основании которой вы можете проводить инструктаж. 
  4. Журнал регистрации вводного инструктажа по охране труда. Ведение его обязательно и возлагается на специалиста по охране труда. В организации он в одном экземпляре, но может быть несколько, допустим, в разных подразделениях, в разных филиалах, где назначаются свои ответственные за проведения вводного инструктажа. не так давно был вопрос на блоге: “А можно ли назначить начальника цеха подразделения, которые в 300 км от нас, ответственным за проведение вводного инструктажа?”. Да, можно, если он обучен в учебном центре и если есть приказ о возложение на него таких обязанности.

Внимание стоит уделить вводному инструктажу работников сторонних организаций, которым он также проводится. Программу вводного инструктажа и лекционную часть стоит готовить отдельно, потому что она не такая, как для трудоустроенных сотрудников. 

В этом случае можно подготовить приказ о назначении ответственных за вводный инструктаж работникам сторонних организаций, если это, допустим, не специалист по охране труда. Бывает, что офис находится в одном месте, производственная база в другом, специалист по охране труда не может выезжать даже за 20 км каждый раз, когда приезжают подрядчики. И проводить вводный инструктаж будет ответственное лицо, постоянно присутствующее на производственной базе. Но не забываем про обучение по охране труда.

Если вы пошли по этому пути, с работниками сторонних организаций, то нужно иметь:

  1. Журнал регистрации. Это отдельный документ. Повторюсь, данное оформление вводного инструктажа нигде не регламентировано, это опыт, чтобы всех под одну гребенку не грести, не фиксировать всех в одном журнале и своих, и чужих.
  2. Программа для работников сторонних организаций. 
  3. При работе с подрядными организациями очень удобно иметь памятку, в которой будет максимум полезной информации, чтобы сотрудник, который к вам придёт, знал о порядке действий, что можно, что нельзя и владел необходимыми номерами телефонов.

Представлены примеры оформления памятки, которую разрабатывала самостоятельно, она складывалась в буклет, и при проведении инструктажа также вручалась каждому сотруднику, который прибыл на ваше предприятие. Даже если на несколько часов, но всякое может произойти.

Плюс это очень удобно, например, для заказчиков такой уровень подготовки и организация охраны труда на предприятии показывает, что безопасности работников уделяется внимание. Инструктаж проводится, памятка выдается, создается соответствующее впечатление.

Первичный и повторный инструктаж

Организация работ по охране труда на каждом предприятии включает в себя первичный и повторный инструктаж по охране труда проводится на основании Постановления № 1/29 и статьи 212 ТК РФ обязательно для всех сотрудников. 

Но некоторых работников можно от  инструктажа освобождать, то есть это, как правило, офисные сотрудники. Но это необязательно, на усмотрение работодателя, если он считает нужным проводить инструктаж всем работникам, значит, проводится всем.

Проводит первичный (повторный) инструктаж по охране труда непосредственный руководитель работника. 

Бывает так, что специалист по охране труда, особенно это в бюджетных организациях, проводит все виды инструктажей и вводные, и первичный, и повторный. Все сам. И сам подписывает. Это в корне неправильно, потому что это обязанность непосредственно руководителя, о чем сказано в п. 2.1.3 Постановления № 1/29.   

Периодичность проведения повторных инструктажей один раз на шесть месяцев, но сроки могут отличаться. Они могут быть меньше, но не больше, в зависимости от правил по охране труда. 

В ПОТ, утвержденных Минтрудом может быть прописано, что периодичность проведения инструктажей один раз в три месяца. То есть нужно при составлении периодичности обратиться к правилам по охране труда, которые распространяются на организацию, и посмотреть, что в данном нормативно-правовом акте указано. Следует закрепить срок повторного инструктажа приказом по организации.

Проводится первичный и повторный инструктаж как и вводный – по программе. 

Многие проводят инструктаж по инструкции по охране труда. Да, ИОТ – это важный и основной документ по охране труда, но они входят в состав процедуры, но по факту необходима разработка самое программы, в которую вы уже включаете инструкции по охране труда по профессиям и видам работ.

В Порядке № 1/29 нет требования разрабатывать программы инструктажей на каждую должность. Может быть всего две: одна для рабочих профессий, вторая для руководителей и специалистов. 

Если охрана труда будет строиться как надо, то и проводиться инструктаж должен реально. Лучше разрабатывать программу для каждой профессии. И когда придет инспектор и посмотрит программы, сразу поймет, как у вас организовано обучение по охране труда: по факту или номинально. 

Дата регистрации первичного инструктажа на рабочем месте должна совпадать с датой первого рабочего дня в табеле, с первой восьмеркой. Руководитель не имеет права допускать работника до самостоятельной работы, если ему не проведен инструктаж и нет фиксации в журнале.

Это будет жестким нарушением, потому что бывали такие ситуации, когда работник, допустим, выходил на работу, а ему через неделю проводили инструктаж. Но представьте ситуацию, если за это время с ним что-то случится, произойдет какой-то несчастный случай, то тогда здесь уже по всей строгости закона, и специалиста привлекут за недостаточный контроль.

Проводится инструктаж не только со своими работниками, но ещё и он необходим для совместителей по профессиям. Допустим, работает водитель и совмещает профессию слесаря. В свободное время он, допустим, управляет служебным автомобилем, а когда загруженности нет привлекается в качестве слесаря. Ему полагается инструктаж по двум профессиям.

Первичный инструктаж проводится и с работниками подрядной организации, если они заняты в технологическом процессе вашего предприятия, а не сами работают, например, стройка идёт на вашей территории. Тогда уже первичный инструктаж проводит непосредственный руководитель этих работников. 

Остановимся на документах, которые требуются по первичному и повторному инструктажу. 

  1. Основной документ для инструктажа – это инструкция по профессии и видам работ.
  2. Необязательный, но рекомендованный журнал учета инструкций. Здесь на ваше усмотрение, на ваш выбор, так как в Порядке № 29 нет четкого указание о том, что документ должен быть, но это очень удобно. Например, когда инспектор ГИТ с проверкой и видит, что у вас инструкции по охране труда все сведены в журнал учета, либо в перечень, то сразу может посмотреть и не будет потом уже вашу огромную папку перелистывать и рассматривать каждую отдельную инструкцию. Все должно быть так не только для удобства, чтоб быстрее найти нужную инструкцию по охране труда, но и инспектор при проведении проверки будет уделяет внимание оформлению документов. Если все будет четко, то меньше шансов, что будет рассмотрение документа и будет выявлена недоработка. 
  3. Программа первичного (повторного) инструктажа. Без них никуда, так как есть указание их разрабатывать в Порядке № 1/29. Рекомендую вам все подготовленные программы свести в перечень, который из себя представляет просто это обычную таблицу, которая идет как перечисление, а далее вводится приказом в действие.
  4. Документ, про который нельзя забывать, – это приказ о назначении ответственных за проведение инструктажей, в котором вы прописываете каждого руководителя подразделения, кто за что отвечает: за обеспечение безопасных условий труда на своем участке, за использование спецодежды своими работниками, за прохождение медосмотра, за проведение инструктажей и так далее. И главное, чтобы этот приказ был не безликий, с фамилиями, так как когда идет вопрос уже о вынесении какой-то административной ответственности, должна быть фамилия в приказе. 
  5. Если в организации будут лица, освобожденные от первичного инструктажа, то обязательно это нужно сделать приказом освобождения и перечень лиц, который утверждается приказом по предприятию. 
  6. Следующий документ – это журнал регистрации инструктажа, который имеет обязательный характер. Удобно, когда журнал есть в каждом подразделении, которое проводит инструктаж, чтобы не было одной общей “каши”. Это рекомендация, так как если организация маленькая, то это нелогично, а в крупных предприятиях удобно, когда журнал регистрации есть в каждом подразделении и за его сохранность отвечает руководитель.
  7. В некоторых организациях также используется журнал выдачи инструкций по охране труда. Не знаю, насколько это удобно, да, конечно, у работников на рабочем месте должна быть инструкция по охране труда, но можно и использовать лист ознакомления с инструкцией, который руководитель у себя, либо это может делать специалист по охране труда. 
  8. Можно подготавливать положение о разработке инструкций по охране труда. Документ особенно удобен для больших предприятий, где разветвленная структура, например, можно открыть и прочитать, кто за что отвечает, кто разрабатывает, согласовывает инструкции, определенные сроки можно прописать и так далее. То есть на ваше усмотрение, можете документ использовать, можете нет.

Стажировка по охране труда

Следующий этап, который включает в себя организация охраны труда – это стажировка по охране труда на рабочем месте, по которой много вопросов, так как четкого регламента проведения в Постановлении № 1/29 нет.

И много организаций, которые даже не оформляют эту процедуру документально, а в результате при проверке, либо плановой или после несчастного случая, попадают на штрафы 110-130 тыс.руб.   

Требуется проведение стажировки для рабочих профессий, а по ИТР требования в Порядке № 1/29 не прописано. Есть замечание о проведении стажировки в ГОСТе 12.0.004-2015, но данный документ добровольного применения, поэтому ориентируемся на Постановление № 1/29. 

Проводится стажировка для рабочих профессий, которые принимаются на работу с вредными или опасными условиях труда. Но это не только класс условий труда 3.1 и выше, следует проводить стажировку для работников, занятых на опасных работах, допустим, те же водители, сварщики, у которых может быть 2 класс. Дополнительная подготовка лишней не будет, так как это практические навыки безопасного выполнения работ.

Назначается стажировка приказом по предприятию после проведения инструктажа по охране труда и до начала самостоятельной работы. Это важно, например, если произошел тяжелый несчастный случай, инспектор запрашивает карту СОУТ и приказ о начале стажировки и о допуске к самостоятельной работе. Даже стажировочный лист может не потребовать, а вот эти два документа он запрашивает сразу. 

А теперь перечень документов, которые требуются для оформления стажировки по охране труда. 

  1. В организации необходимо подготовить перечень профессий, подлежащих прохождению стажировки с указанием количества смен для каждой должности. Если вы не знаете, какое количество смен будет, можно просто написать от 3 до 19 смен, а там уже далее смотрите по опыту работника. То есть если сотрудник опытный, то стажировка может на основании служебной записки от руководителя подразделениями назначаться на самый минимальный срок.
  2. Если вы подготавливаете перечни, то правильнее его вводить приказом по организации. Да, конечно, это дополнительная бюрократия, но такова у нас система, но не охраны труда, а трудового законодательства в целом.
  3. Следующий документ – это приказ о назначении ответственных лиц за стажировку. 
  4. Положение стажировки и приказ о его введении в действие. В принципе он носит добровольное применение, можете не разрабатывать, но лучше прописывать данную процедуру либо в отдельном положении, либо в системе управления. В некоторых случаях, если есть необходимость, можно сделать это отдельно, а потом в положении о СУОТ просто указать, что в данной организации положение проведения стажировки разработано и утверждено такой-то датой генеральным директором, и все работники организации данным положением руководствуются. 
  5. Стажировка может проводиться по программе стажировки по охране труда. Такого требования нет в Порядке № 1/29. Вы можете разрабатывать программы стажировки, можете не разрабатывать, здесь на ваше усмотрение, на усмотрение работодателя, все отталкивается от того, каков подход к этой процедуре, формально или по факту. В некоторых организация разрабатывают только положение о проведении стажировки и не более того, никаких программ не готовит. 
  6. Подготовьте перечень программ стажировки, если вы все-таки планируете их разрабатывать.
  7. Приказ о назначении стажировки и о допуске к самостоятельной работе. Вот эти документы в приоритете. 
  8. Стажировочные листы, которые готовятся с указанием количества смен, лиц, которые проводят стажировку. Но Документ также нигде не прописан. 
  9. Рекомендую вести журнал регистрации стажировок, очень удобно потом найти их, если у вас большая организация. Ведете журнал и можете найти нужные приказы. 

Обучение по охране труда

Обучение по ОТ – это основная процедура, которую включает организация охраны труда. 

От данной процедуры никто не освобождается, так как считается обязательной для всех работников без исключения. 

При проведении собственными силами, то лицензия не требуется, но только в рамках обучения и проверки знаний по охране труда в рамках своей организации.

Обучение по охране труда проводится по программам для руководителей специалистов и рабочих профессий. Они разные по изучаемому материалу и объему.

Объем программы для руководителей специалистов базируется на письме Минтруда от 27 мая 2004 года N 477-7, в котором он определен 40 часов. А по рабочим профессиям нет четкого понимания, но принято, что это 20 часов. В некоторых организациях это может быть 16 или 25, на усмотрение работодателя, так как объем для рабочих профессий определяет непосредственно работодатель, как и указано в Порядке 1/29. 

Для проведения проверки знаний требований охраны труда, в организации должна быть создана комиссия не менее чем из трех человек. Может быть и девять, главное, это должно быть нечетное число.

Причем комиссий может быть в организации несколько, особенно это присуще для крупных предприятий, где может быть в каждом подразделении своя комиссия, и одна центральная. 

Периодичность обучения по охране труда для руководителей – один раз в три года, а для рабочих профессий она не определена. Многие ставят один раз в год. Почему? Потому что в правилах по охране труда по некоторым видам деятельности было написано, что обучение рабочих профессий необходимо проводить один раз в год. Например, это было раньше было в Правилах по автомобильному транспорту. Сейчас этого требования нет. 

В некоторых ПОТ периодичность так остается. В целом, обучение для рабочих профессий будет полезным, потому что больше всего рисков, больше всего опасности и травматизма. Поэтому если вы проводите по факту, то лучше это делать каждый год.

При проведении проверки инспектор ГИТ может уточнить, с какой периодичностью проводится обучение, для ответа на вопрос нужно будет предоставить ЛНА, на основании которого проводится обучение по охране труда для рабочих профессий один раз в три года.   

Часто сталкивалась с ситуациями, когда сотрудник, увольняется и через какое-то время приходит вновь на работу, например, спустя месяц или два, погулял и решил вернуться, то вам необходимо провести все те же самые процедуры, как для вновь устроенного работника. Даже несмотря на то что у него там вводный инструктаж, первичный и обучение не так давно проводилось.

Это новый трудовой договор, другие обязанностей, может быть даже иная профессия. Такой подход важен, потому что при расследовании несчастного случая комиссией будут рассматриваться даты в трудовом договоре и выписки из журналов, а также протокол проверки знаний. Если даты будут “не биться”, то начинают возникать вопросы.

Ведь если обучение проведено не должным образом или совсем не реализовано, то всех за это могут наказать. Именно поэтому, если работник приходит трудоустраиваться с удостоверением по охране труда из учебного центра обучения, то проверка знаний ему требуется, так как в Порядке № 1/29 указано, что работодатель обязан в течение этого месяца провести обучение для всех рабочих профессий и руководителей, специалистов.   

Далее по разработке документов для оформления обучения. 

  1. Приказ о создании комиссии по проверке знаний требований охраны труда.
  2. Программы обучения по ОТ, в которые следует включать перечень тем, рекомендованную литературу, которую работник будет изучать, билеты по охране труда, на основании которых вы будете проводить потом проверку знаний 
  3. Перечень программ обучения и приказ о введении в действие.
  4. Положение по обучению также имеет рекомендательный характер, но в нем вы можете прописать все процедуры: инструктаж, стажировки и обучение по ОТ, кто за что отвечает, в какие сроки проводить, какие процедуры, что делать, если работник отказывается проходить обучение, инструктаж и т.д. Здесь можно учестьвсё и ознакомить всех работников организации. Конечно, понятное дело, что так мало, кто будет читать это положение, а именно поэтому лучше прописать все в приказах.
  5. Приказ о проведении ежегодной проверки знаний. Вроде бы необязательный документ, но лучше его создать. Допустим, работники должны пройти проверку знаний 20 июля, готовите приказ о том, какие именно сотрудники должны прийти в учебный класс к определенному времени для прохождения проверки знаний требований охраны труда. Указываете, что если они данную проверку знаний не пройдут, то будут отстранены от работы без сохранения заработной платы, с приказом ознакомить. Потому что бывают такие ситуации, когда мастер или его подчиненные наотрез отказываются проходить проверку знаний, ему некогда, у него отгрузка горит. И ему всегда некогда, а вы тут вот с какими-то проверками знаний пристаете. Но у сотрудников организаций есть обязанности на основании статьи 214 ТК РФ пройти обучение по охране труда и проверку знаний. То есть выполнение мероприятий входит в выполнение должностных обязанностей в течение рабочего дня. 

Охрана труда – это важная часть рабочего процесса каждого сотрудника, такая же как подготовить и сдать квартальный отчет, или вовремя провести отгрузки заказа. Об этом работники очень часто забывают. 

Обучение по правилам оказания первой помощи

Организация охраны труда процесс бюрократический, в каком-то смысле, и если не изучать достаточно много нормативно-правовых актов, то можно упустить важную деталь.

Например, часто обучению правилам оказания первой помощи не придается внимания, так как в Постановление № 1/29 об этой процедуре очень мало информации.

Есть только небольшой абзац, в котором сказано, что обучение по правилам оказания первой помощи работников рабочей профессии проводится не реже, чем один раз в год и в течение месяца со дня трудоустройства. А каким образом, в каком объеме и порядке не уточняется.

Есть информация в ГОСТ 12.0.004-2015, но там также достаточно размытая информация и он носит добровольное применение, то есть вы можете прислушиваться к ГОСТу, можете не прислушиваться: это на ваше усмотрение. 

И ещё такой момент, в Порядке № 1/29 нет никакой информации о том, как проводить обучение правилам оказания первой помощи руководителям и специалистам. 

Но в статье 212 ТК РФ есть информация о том, что работодатель обязан проводить данное обучение всем работникам без исключения. 

Значит нужно его организовывать и проводить. Каким образом? 

  1. В рамках обучения по охране труда, включив в программу обучения по ОТ, раздел по правилам оказания первой помощи. Но тогда нужно учитывать то, что рабочие профессии должны у вас проходить обучение по охране труда каждый год. То есть вы уже не можете установить им проверку знаний требований охраны труда с периодичностью один раз в 3 года, потому что у вас тогда будет несостыковка с обучением по первой помощи.
  2. Можете обучение правилам оказания первой помощи “вынести” отдельно. Допустим, разрабатываете программу обучения, проводите обучение с предоставлением наглядных материалов, тренажеров. Организовывают обучение по ПП все по-разному, в зависимости от возможностей и бюджета компании. Можно пригласить работников в учебный класс и включить видео, где рассказывают о том, как нужно проводить первую помощь. Либо готовится слайд и показывают правила оказания помощи пострадавшим. Готовится отдельный приказ о создании комиссии по проверке знаний по правилам оказания ПП. Состав комиссии должен пройти обучение в специальном центре по направлению, и далее уже после проверки знаний составляется протокол в свободной форме и готовятся удостоверения. 

Выдача средств индивидуальной защиты

Выдача средств индивидуальной защиты – это важный раздел, когда выстраивается организация работы по охране труда на предприятии, потому что без использования СИЗ работники подвергаются воздействию опасных вредных факторов и вероятен риск получения травмы. 

Штраф за необеспечение спецодеждой и за отсутствие нужных документов по данной процедуре высокий – 130-150 тыс. руб. 

Работники должны обеспечиваться СИЗ на основании приказа Минздравсоцразвития №290Н и статьей 212, 221 ТК РФ.

Причем обеспечивается спецодеждой должны те работники, у которых есть воздействие вредных и опасных факторов, загрязнения в процессе работы. Встречала такую ситуацию, когда в организациях не разрабатываются нормы выдачи СИЗ, просто есть перечень, без ссылок на межотраслевой приказ. СИЗ работникам выдается, но толком никак не отмечается.

А в приказе №290н сказано, что разработка норм выдачи СИЗ обязательны для работодателей. А также их необходимо вводить в действие приказом по организации, то есть вы разработали нормы на основании межотраслевых со ссылкой на пункт приказа, далее утверждается приказом руководителя организации. 

Выдача СИЗ проводится с фиксацией в личной карточке, возможно, работник получает спецодежду по ведомости, которая заполняется бухгалтерией.  

А если у работодателя есть пожелание улучшить условия труда работника, допустим, ему не полагается плащ для защиты от воды, а у него работы время от времени проводятся на улице и даже при неблагоприятных условиях, то работодатель имеет право выдавать этот плащ. Просто нужно посмотреть примечание к приказу Минтруда № 997н. 

При обеспечении спецодеждой необходимо проводить дополнительные мероприятия, про которые тоже стоит сказать, потому что это важно. Ведь если не будет одного из них, не будут организованы, тогда возможен штраф. Например, у вас нет сертификата на ботинки. На все СИЗы есть, а на ботинки нет.   

Если вы его не можете его предоставить, сразу в ходе проверки, то значит, вы закупили не сертифицированную спецодежду на блошином рынке, и уже инспектор может и имеет полное право выписать протокол об административном правонарушении.

То же самое касается стирки и сушки, ремонта спецодежды, которые проводятся за счет средств работодателя. Понимаю, что очень во многих организациях процедура вообще никак не ведётся. То есть работники забирают, стирают спецодежду домой. 

Но очень многие специалисты переживают, как же так нам, так организовать эту работу, чтобы и работодатель был доволен и штрафа избежать?

У вас должен быть договор на стирку и сушку, ремонт спецодежды в организации, которая находится где-то рядом с вами, где вы все-таки какой-то объем спецодежды возите. Допустим, зимнюю спецодежду, которую вам работники сдают на склад для хранения. Ее можно отвозить, чтобы постирали и провели все мероприятия по ремонту. Если у вас работники будут забирать СИЗ домой, стирать, и в организации не будет договора, то тут явное нарушение НПА.

Обязанностей у работодателя перед Трудовым законодательством много – это и обеспечение работников спецодеждой, которая вышла раньше срока. Например, у работника порвалась спецодежда. Он не обязан покупать ее за свой счёт или донашивать в течение полугода.   

Возможно, велась интенсивная работа, например, заказ крупный взяли и нужно работать сверхурочно, и, естественно, тогда спецодежда выйдет из строя раньше срока. Тогда работодатель обязан работнику ее заменить. 

Но если работник умышленно ее порвал, то тогда, да. Правда, это ещё тоже доказать надо. 

Бывают такие ситуации, когда в бюджетных сферах деятельности спецодежду просто не хотят покупать. Информацию нужно правильно подать руководителю, допустим, директору школы. Не факт, что поможет, но стоит попробовать, ведь если не обеспечить работника спецодеждой, при проведении проверки его первого штрафуют, как должностное лицо.   

Есть возможность экономить, например, обеспечив однократно работников спецодеждой, если она у них через год не выйдет из строя, будет в хорошем состоянии, то её дальше можно продлить, и не надо каждый год закупать. Тем более что в садике, в школе объемы не те, и добившись от министерства образования финансирования на несколько костюмов, руководитель защитит себя от нервных стрессов и от штрафов.

И теперь перейдем к перечню документов по обеспечению спецодеждой. 

  1. Нормы выдачи СИЗ работниками должны быть разработаны для своей организации, в которых должны быть внесены все профессии, которым полагается выдача спецодежды с указанием срока использования и пункта по межотраслевым приказам. 
  2. Приказ о введении в действие норм выдачи СИЗ.
  3. Личные карточки выдачи СИЗ. Выдачу СИЗ для каждого работника нужно контролировать, чтобы напротив каждой строчки была подпись работника, что комплект спецодежды получен.
  4. Рекомендую разрабатывать положение по обеспечению СИЗ, в которое включить положение по определению пригодности, либо по списанию. Это упрощает работу, то есть вы знаете, кто за что отвечает.

Это, конечно, можно сделать в приказах прописать всю ответственность, потому что знаю, что приказы читают чаще. Но положение – такой документ, в котором можно все учесть и ничего не упустить, и всегда на него ссылаться в случае проступка руководителя подразделения или сотрудника.

Обеспечение смывающими и обезвреживающими средствами

Организация работы по охране труда включает обеспечение смывающими, обезвреживающими средствами, про процедуру также очень часто забывают… 

Руководители организаций, часто напрочь отказываются закупать смывающие и обезвреживающие средства, потому что считают, что это не нужно, и никто этого не выявит. А может не знают о такой обязанности, не владеют информацией.

Но на основании приказа Минздравсоцразвития № 1122Н, обеспечение работников, у которых есть трудносмываемые загрязнения – это обязательная процедура. 

Понятное дело, что все обходятся, как могут: кто-то выдает, кто-то нет. Но тем не менее специалисту по охране труда стоит доносить до руководителя, что данное требование есть со стороны законодательства и штраф при отсутствии в обеспечении составляет 130-150 тысяч рублей.

Теперь по перечню документов, которые должны быть разработаны по смывающим и обезвреживающим средствам:

  1. Приказ о назначении ответственных за обеспечение смывающими и обезвреживающими средствами.
  2. Нормы выдачи смывающих и обезвреживающих средств по организации, где-то этот документ называется “Перечень выдаваемых средств”, на ваше усмотрение.
  3. Приказ о введении в действие данных норм выдачи.
  4. Выдача фиксируется в личных карточках работниках, причем каждый месяц.

Медицинские осмотры работников

Следующая важная процедура в организации работ по охране труда – это медосмотры, который проводится для работников, занятых в опасных, вредных условиях труда, либо на определенных работах.

Вся информация о том, какие это опасные и вредные факторы по результатам СОУТ и определенные виды работ содержатся в приказе Минздрава №29н, которым руководствуются при направлении работников.

Остановлюсь на основных ошибках, с которыми сталкиваются специалисты по охране труда. 

  1. Например, не ведется учет выданных направлений на медосмотр. Каким образом вы это будете делать, ваше право уже решать, потому что четкого требования со стороны приказа Минздрава №29Н нет. Рекомендую вести журнал, это очень удобно: прошить, пронумеровать. Туда вносится вся информация о том, на какой вид медосмотра направили работника, какого именно, какого числа. К тому же он поставил там свою подпись, и потом уже не “отвертишься”.
  2. Направляют работников на медосмотр за свой счет, а потом компенсировать ему затраты. В новом приказе есть информация о том, что необходимо иметь договор с медицинским учреждением на предварительный и периодический медосмотр.

Перечень документов необходимых для организации обязательного медицинских осмотров:

  1. Приказ о назначении ответственных лиц за проведение предварительных и периодических медосмотров
  2. Список лиц, поступающих на работу, подлежащих предварительным осмотрам
  3. Список работников, подлежащих периодическим осмотрам
  4. Поименный список работников, подлежащих периодическим осмотрам
  5. Направление на медицинский осмотр
  6. Журнал регистрации направлений
  7. Календарный план проведения периодического медосмотра
  8. Заключения о прохождении МО и Заключительный акт
  9. Приказ о прохождении периодического медосмотра

Обязательные психиатрические освидетельствования

Про обязательное психиатрическое освидетельствование (ОПО) нельзя забывать. К тому же в приказе Минздрава №29Н есть информация о том, что при направлении работника на предварительное медицинский осмотр необходимо иметь при себе решение врачебной комиссии.

Проблема отсутствия данного документа при прохождении предварительного медосмотра, возможно, и не возникнет, так как им без разницы, придет работник с этим психиатрическим освидетельствованием или нет. 

Бывают ответственные сотрудники медучреждения, которые видят, что в данной должности решение врачебной комиссии должно предоставляться, будут требовать и без него не примут, не оформят прохождение медицинского осмотра.

Обязательное психиатрическое освидетельствование обязательно проводится для работников, занятых на определенных видах работ и для тех работах, где есть воздействия вредных и опасных веществ или факторов. Этот перечень приведен в Постановлении Правительства № 377. 

Вам необходимо обратиться именно к картам спецоценки, посмотреть, какие факторы и вредные вещества там указаны, а также учесть виды работ.

Периодичность направления работника на ОПО – один раз в пять лет. Но если сотрудник трудоустраивается с действующим решением врачебной комиссии, то можно с ней принять на работу. При данном обследовании нет перечня врачей, как при проведении медосмотра, а только лишь энцефалограмма и решение врачебной комиссии.

Но документов, которые должны быть разработаны по ОПО по перечню документов в НПА нет. Поэтому рекомендую, основываясь на опыте, готовить:

  1. Приказ о назначении ответственного за проведение обязательного психиатрического освидетельствования. В случае проверки или выявления какого-то нарушения у вас был ЛНА, который бы вы могли предоставить и указать, какой сотрудник отвечал проведение данного мероприятия,а оно им выполнено не было.
  2. Список лиц, профессий и должностей, подлежащих ОПО. Подготавливается список и для удобства в работе. Например, кадры при трудоустройстве будут просматривать, требуется ли для профессий ОПО или нет, и направлять этого сотрудника, либо нет.
  3. Направление на обязательное психиатрическое освидетельствование.
  4. Ну и рекомендую для всех периодических мероприятий готовить приказ о прохождении и ознакомить каждого сотрудника под подпись. Получается, что медосмотр в течение полугода: либо психиатрия не пройдена, а по факту уже должна была быть. И потом, когда приходит проверка, вам за недостаточный контроль первому краснеть. Поэтому в приказе должен был указан конкретный указан срок и что будет работнику, если он в этот срок это мероприятие не пройдет. Работодатель имеет полное право его отстранить от выполнения должностных обязанностей без сохранения заработной платы до устранения причин. 

Положение о системе управления охраной труда

Все процедуры, на которых строится организация охраны труда, ранее перечисленные в статье, входят в состав системы управления охраной труда по Приказу Минтруда № 438н.

А когда вы приходите в организацию, где нет ни одного документа по охране труда, то вы начинаете строить систему управления охраны труда шаг за шагом.

А само положение считаю, правильно разработать в последний момент. Потому что если до вашего прихода никаких документов не было и не велось, то очень маловероятно, что кто-то будет читать этот документ, которое вы разработали, ориентироваться на него и работать строго по нему. 

Стоит разработать инструкции по охране труда, программы и приказы. 

Ведь менталитет русского человека таков, что будет выполнять требования приказа в первую очередь, а потом уже положения какого-то. 

То есть если у вас будут выстроены все приказы по охране труда, которые мы в этой статье, то тогда и положение о системе управления охраны труда будет написать проще.

Тем более если вы только что пришли в организацию, вы с ней не знакомитесь с ней, то разрабатывать положение о СУОТ будете несколько месяцев. А основная работа – это проведение и контроль инструктажей и обучения будет “стоять”.

Стоит подумать сколько штрафов можно получить! А положение о СУОТ проще сделать, когда эти документы все уже запущены и работают.

Сейчас положение о системе управления охраной труда – это важный документ, который обязательно должен быть в организации. И не просто так лежать на полке, но и функционировать.

Но если вы разрабатываете документы с нуля, то не надо данное положение ставить в приоритет, в самую первую очередь, потому что у вас, помимо разработки этих предыдущих документов, будет накидываться ещё задачи какие-то, письма с администрации “прилетать” и так далее. Вы, кроме положения о СУОТ, которую будете разрабатывать полгода, а все предыдущие документы никогда не сделаете. Придёт проверка, получит организация штраф, и руководитель вас и премии лишит, и крайним еще останетесь.

Поэтому хочу сказать, что создание СУОТ и положения для всех организаций – это правильно и обязательно.

Какие документы должны быть по СУОТ:

  1. Приказ о введении действия положения системы управления охраной труда.
  2. Положение о системе управление охраны труда 
  3. Политика организации в области охраны труда 

Все эти три документа должны быть у вас, потому что когда приходит проверка по чек-листу ГИТ № 31 запрашиваются и если у вас их не будет, то это уже нарушение порядка и штраф 50 – 80 тыс. руб.

Следует сказать, что регламентированного срока пересмотра положения о системе управления охраной труда нет. 

Но если произошли какие-то изменения в технологическом процессе, например, закупка нового оборудования, новые должности ввели в штат, изменился сам технологический процесс – его модернизировали, то необходимо положение СУОТ пересмотреть. 

Оценка профессиональных рисков 

Оценка профессиональных рисков – самая сложная процедура, которая проводится для каждого рабочего места, даже для офисного. 

Основанием является приказ Минтруда № 438Н, статья 212 ТК РФ и скоро выйдет обновленный раздел 10 ТК РФ. А также во всех правилах по охране труда, утвержденных Минтрудом введена информация о том, что обязателен расчет профрисков.

Оценка профессиональных рисков – это достаточно долгая процедура и недостаточно разработать только документы и карты, положить на полку и успокоиться. Это неправильно!

Необходимо ознакомить работников с каждой картой ОПР, а также всех трудоустраиваемых сотрудников. Также нужно наблюдать за изменениями, которые могут происходить в технологическом процессе, например, вводится новое оборудование, улучшение или ухудшение условий труда работников. В этих случаях оценку профрисков следует пересматривать.

А какие документы необходимо разрабатывать при оценке профрисков? 

  1. Приказ о создании комиссии. 
  2. Положение об управлении оценкой профрисков у вас в организации.
  3. Методика по ОПР, которую может включать в состав положения.
  4. Перечень идентифицированных и оцененных рисков, то есть те риски, которые были выявлены на рабочих местах. Не надо весь пункт 35 Приказа 438н перечислять. Следует учесть только те, которые относятся к конкретной организации.
  5. Карта оценки профрисков для каждой должностей.
  6. Перечень мер по исключению и снижению уровня риска, с указанием какие мероприятия вы проводите, например, инструктажи, тренировки по пожарной эвакуации, замена и проверку огнетушителей, планируемый капитальный ремонт оборудования и так далее. 
  7. План мероприятий по обеспечению требований охраны труда на год, возможно, на два. Все зависит от того, как у вас финансирование идет и что требуется. В документе указываете, что у организации есть дефекты напольного покрытия, которые могут привести к травмам работников и необходим капитальный ремонт, либо если у вас автомобили в аварийном состоянии, но работники продолжают их эксплуатировать. Если что-то произойдёт, то инспектор будет спрашивать, почему все знали и молчали, почему работник допускался до выполнения своих работ на неисправной технике. План должен быть реализован.

Основные выводы

Организация охраны труда на предприятии с нуля нужно требует много усилий и на это уйдет много времени, поэтому в этой статье постаралась упростить вашу задачу.

Это не весь перечень документов, а только основная его часть. Есть и дополнительные мероприятия, например, обеспечение аптечками, проведение спецоценки, проведение работы на высоте, в замкнутых пространствах, электробезопасность.

    Отправляя данную форму, я соглашаюсь с политикой обработки персональных данных