Киров
  • г. Киров, ул. Воровского, 78а
  • Пн-Пт с 8:00 до 17:00
  • info@isu-pb.ru
Главная Статьи Основные понятия охраны труда: задачи и основные принципы, статья 209 ТК РФ

Основные понятия охраны труда: задачи и основные принципы, статья 209 ТК РФ

ООО "Информпроект"
9
Картинка - Основные понятия охраны труда

Кажется, что понятие охраны труда достаточно простое и не требует определения. Все ясно и четко: это защита труда работников организации. 

Работая каждый день, специалист по охране труда (ОТ) выполняет огромный объем мероприятий и разрабатывает множество документов, чтобы сберечь жизни работников.

Организации, которые соблюдают требования ТК РФ в части ОТ, в меньшинстве, и тут не всегда все зависит только от работодателя. Часто сами специалисты по охране труда или лица, выполняющие эти обязанности, не понимают цели и задачи ОТ. 

Понятие

ОТ — это деятельность по обеспечению жизни и здоровья работников. 

В понимание деятельности в сфере безопасности входит не только бумажная бюрократия, когда нужно готовить приказы, протоколы, положения и т.д. Это важно, но должна быть и работа с персоналом, причем не только с рабочими, но и с руководителями подразделений.

Ведь если до них “достучаться” и убедить, что правила охраны труда действительно написаны кровью, то медленно, но верно, они начинают их соблюдать и выполнять.

Цели и задачи

Все ключевые цели и задачи ОТ заключаются в сохранении жизни и здоровья сотрудников во время решения им каких-либо профессиональных задач. Они все сформулированы и закреплены в Трудовом Кодексе Российской Федерации (главы 33-36). Задачи ОТ можно разбить на 2 группы:

  1. Социальная. Подразумевает обеспечение и создание условий, не допускающих или снижающих риски. Для предупреждения любых, даже незначительных происшествий, должна быть подготовительная работа.
  2. Экономическая. Здесь охрана труда рассматривается, как способ минимизации потерь, поддержания высокой экономической эффективности предприятия или целой отрасли. Небезопасные действия могут причинить вред не только сотрудникам, но и оборудованию, которое может остановить процесс.

Обеспечивая уровень безопасности, предприятие выполняет социально значимую роль, демонстрирует свой высокий уровень и статус. И работники подвергаются меньшему риску, снижается травматизм и развитие профзаболеваний. Следовательно, меньше судебных издержек.

Факторы, влияющие на условия труда

Каждый человек в течение рабочего дня испытывает влияние массы факторов. Часть легко определить (температура), другие на сознательном уровне не фиксируются (психологические факторы). 

Факторы, влияющие на условия труда, влияют на эффективность работы, а также на уровень рисков для сотрудников:

  1. Технические факторы – это степень автоматизации технологического процесса, оборудования и рабочего места. Это также рациональное размещение техники, наличие средств защиты, использование вычислительных устройств и другого оборудования, упрощающего деятельность, что прямо влияют на производительность и безопасность
  2. Эргономические факторы подразумевают поддержание условий, при которых физические и психологические нагрузки не превышают возможностей сотрудника. Это распределение рабочего времени, организация отдыха, отбор персонала, подходящего для конкретных задач. Сюда же относят минимизацию информационной нагрузки, предотвращение стрессов.
  3. Эстетические факторы – то, насколько приятно работать с конкретным оборудованием или в определенной зоне. Аналогично и относительно мест отдыха и питания. Обеспечивается собранность и сосредоточенность на отдельной задаче.
  4. Санитарно-гигиенические факторы включают в себя качество воды, воздуха, уровень шума, вибраций, освещения, излучений и т.д. Есть требования ГОСТов и ССБТ, где прописаны граничные значения или условия, которые должны соблюдаться.
  5. Организационные факторы подразумевают грамотный распорядок на предприятии, продуманный режим труда и отдыха, 100% обеспеченность униформой, средствами защиты, исправными орудиями производства. К данным факторам относится и контроль над задачами, профподготовкой.
  6. Психофизиологические факторы – совокупность понятий, отражающих «климат» в коллективе, отношения персонала разного уровня. Как и эстетические, влияют на степень комфорта. В конечном итоге повышают или снижают эффективность, вероятность ЧП.
  7. Социально-бытовые факторы – обустройство территории и помещений, порядок на рабочем месте, наличие столовой, медпункта, комнаты отдыха, удовлетворение потребностей работника. Актуально не только для крупных производств.
  8. Природно-климатические факторы — местные природные особенности. Влажность, давление, осадки, перепады температур и другие.
  9. Экономические факторы – показатели, влияющие на задачи, скорость, выработку и т.д. Обеспеченность подходящим оборудованием, оптимальное распределение обязанностей, снижение потерь времени, сил, расходных материалов, сокращение брака.

Легко заметить, что многие факторы перекликаются друг с другом, а удобство и комфорт влияют на показатель эффективности труда. На безопасность деятельности влияют отвлекающие факторы, четко прописанные правила ОТ, отсутствие стресса, удобный инструмент и многое другое.

Принципы организации

Зная основные понятия и основополагающие принципы охраны труда, руководители организаций смогут сократить и свои риски, как владельцы бизнеса. Придется регулярно выделять определенные суммы на охрану труда, но они позволяют предупредить развитие неблагоприятных ситуаций, которые могут повлечь за собой еще большие траты. К принципам ОТ относят:

  1. Проведения мероприятий с целью сохранения жизни и здоровья персонала.
  2. Социальное партнерство работодателей и работников в сфере ОТ.
  3. Защита права работников на труд.
  4. Выплата компенсаций за вредные или опасные условия работы.
  5. Страхование от несчастных случаев и заболеваний.
  6. Реабилитация пострадавших на производстве.

Каждый пункт предполагает работу, проводимую постоянно, ведь принципы охраны труда опираются на положения Трудового Кодекса.

Мероприятия по ОТ

Нужно учитывать специфику каждого конкретного предприятия, выстраивая систему охраны труда, чтобы добиться лучшего результата. Единого метода для всех быть не может. Воплощения в жизнь мероприятия по ОТ можно взять за пример организацию со схожей спецификой, а также требования законодательства, применимые к ней. И обратить внимание нужно на следующие мероприятия:

  1. Правовые – создание норм, положений, стандартов, в которых прописаны правила и средства по их соблюдению. Они основаны на законодательной базе и внутренних правилах предприятия.
  2. Социально-экономические – льготы и компенсации, стимулирующие к соблюдению правил охраны труда, обязательное соцстрахование, особые условия для сотрудников, подвергающихся повышенному риску. Возможно даже введение системы премирования за соблюдение правил ОТ.
  3. Организационно-технические – разработка и внедрение системы управления охраной труда, определяющей способы достижения целей ОТ в организации.
  4. Санитарно-гигиенические мероприятия направлены на сокращение количества вредных воздействий, их интенсивности, создание условий для профдеятельности.
  5. Лечебно-профилактические – медосмотры, доппитание при необходимости.
  6. Реабилитационные – меры по восстановлению трудоспособности специалистов, подвергшихся воздействию вредных факторов, получивших травму.

Согласно статье 212 ТК РФ организация ОТ – одна из обязанностей работодателя, несущего ответственность за сотрудников любого уровня.

    Отправляя данную форму, я соглашаюсь с политикой обработки персональных данных