Какую ответственность несут лица, ответственные за обеспечение охраны труда в организации
Лица, которые ответственны за обеспечение охраны труда, в зависимости от происшествия могут нести ответственность за него. Рассмотрим, каких случаев это касается и какие возможны последствия.
Кто является должностными лицами в коммерческой фирме?
В качестве должностного лица законодательством РФ рассматриваются:
- лицо, которое постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляет функции представителя власти, то есть наделено в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах государственных внебюджетных фондов РФ, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации (статья 2.4 КоАП РФ).
При этом отмечается, что совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций несут административную ответственность как должностные лица;
- лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, государственных компаниях, государственных и муниципальных унитарных предприятиях, акционерных обществах, контрольный пакет акций которых принадлежит Российской Федерации, субъектам РФ или муниципальным образованиям, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации (статья 285 Уголовного кодекса РФ).
Таким образом, для должностного лица, которое в том числе является сотрудником коммерческой организации, характерно осуществление организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций.
Организационно-распорядительные функции – полномочия должностного лица, которые связаны:
- с руководством трудовым коллективом государственного органа, государственного или муниципального учреждения (его структурного подразделения) или находящимися в их служебном подчинении отдельными сотрудниками;
- с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников;
- с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т.п.
К организационно-распорядительным функциям относят полномочия лиц по принятию решений, которые имеют юридическое значение и влекут определенные юридические последствия.
В свою очередь, административно-хозяйственные функции — полномочия должностного лица:
- по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными средствами, которые находятся на балансе и (или) банковских счетах организаций, учреждений, воинских частей и подразделений;
- по совершению иных действий (например, по принятию решений о начислении заработной платы, премий, осуществлению контроля за движением материальных ценностей, определению порядка их хранения, учета и контроля за их расходованием).
Вышеуказанное следует из пунктов 4 и 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 N 19 “О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий” .
Следует помнить, что обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя (статья 214 Трудового кодекса РФ).
Как следует из этого документа, работодатель — физическое лицо либо юридическое лицо (организация), которое вступило в трудовые отношения с работником. В случаях, предусмотренных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры.
Права и обязанности работодателя в трудовых отношениях могут осуществляться:
- физическим лицом, которое является работодателем;
- органами управления юридического лица (организации) или уполномоченными ими лицами, иными лицами, которые уполномочены на это в соответствии с федеральным законом, в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ , другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами.
В силу статьи 22 ТК РФ работодатель среди прочего вправе:
- заключать, изменять и расторгать трудовые договоры с работниками в порядке и на условиях, которые установлены Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами;
- привлекать работников к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами;
- принимать локальные нормативные акты (за исключением работодателей – физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями).
Какую ответственность несут специалист и должностные лица в области охраны труда?
В соответствии со статьей 223 ТК РФ в целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, должна быть создана служба охраны труда и/или введена должность специалиста по ОТ, который обладает соответствующей подготовкой или опытом работы в этой области.
Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании службы ОТ или введении должности специалиста по охране труда с учётом специфики своей производственной деятельности.
При отсутствии службы охраны труда или штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют:
- индивидуальный предприниматель (лично);
- руководитель организации;
- другой уполномоченный работодателем работник;
- организация или специалист, оказывающий услуги в области ОТ, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору.
Необходимо учитывать, что возложение на работника дополнительных обязанностей предполагает изменение его трудовой функции, которая в соответствии со статьёй 57 Трудового кодекса РФ является обязательным условием договора, и как следствие необходимость заключения дополнительного соглашения к трудовому договору, поскольку согласно статье 60 ТК РФ по общему правилу запрещается требовать от работника выполнения такой работы, которая не обусловлена трудовым договором.
Письменного согласия работника требует и выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату, т.е. совмещение профессий (должностей).
Если же говорить непосредственно о тех вопросах, которые касаются ответственности за нарушение требований охраны труда, то прежде всего стоит указать, что административная ответственность за нарушение государственных нормативных требований ОТ, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, предусмотрена статьей 5.27_1 КоАП РФ .
К административной ответственности могут быть привлечены как юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, так и должностное лицо.
Как говорилось выше, административную ответственность в качестве должностных лиц могут нести руководители и другие работники организаций, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций.
При этом следует обратить внимание на содержание письма Минтруда России от 29.12.2016 N 15-2/ООГ-4698 , в котором указано, что специалист по охране труда в своей деятельности не осуществляет организационно-распорядительные функции или административно-хозяйственные функции, в связи с чем не может рассматриваться как должностное лицо, привлекаемое к административной ответственности в виде административного штрафа.
Иной подход прослеживается в части вопросов, касающихся привлечения к уголовной ответственности.
Так, статья 143 Уголовного кодекса РФ устанавливает уголовную ответственность за нарушения требований ОТ, совершенные лицом, на которое возложены обязанности по их соблюдению, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, смерть человека или смерть двух и более лиц.
Субъектами преступления при указанных обстоятельствах могут выступать:
- руководители организаций и их заместители;
- главные специалисты и руководители структурных подразделений организаций;
- специалисты службы охраны труда и иные лица, на которых в установленном законом порядке (в том числе в силу их служебного положения или по специальному распоряжению) возложены обязанности по обеспечению соблюдения требований ОТ.
Кроме того, к уголовной ответственности также могут привлекаться представители организации, оказывающей услуги в области охраны труда, или соответствующие специалисты, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору в соответствии с частью третьей статьи 217 ТК РФ, если на указанных лиц возложены обязанности обеспечивать соблюдение требований охраны труда работниками и иными лицами, участвующими в производственной деятельности работодателя.
Соответствующий вывод сделан в пункте 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2018 N 41 “О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов”.
Кроме этого, как упоминалось ранее, работодатель обладает полномочиями в части привлечения лиц, виновных в нарушении требований охраны труда, в том числе специалиста по охране труда:
- к дисциплинарной ответственности — за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него обязанностей (статьи 192 и 193 ТК РФ);
- к материальной ответственности – в частности, статьей 238 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб, под которым понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества, а также необходимость произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам.