Порядок расследования и учет случаев профессиональных заболеваний
Предлагаю начать с того, что Федеральный закон от 24.07.1998 г. N 125-ФЗ “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний” (далее – Закон N 125-ФЗ) вступил в силу с 6 января 2000 г. в связи с вступлением в силу Федерального закона от 2 января 2000 г. N 10-ФЗ “О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2000 год”, устанавливающего страховые тарифы, необходимые для формирования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве (далее – НС) и профессиональных заболеваний (далее – ПЗ).
Согласно ст. 3 Закона N 125-ФЗ, определено, что ПЗ — это хроническое или острое заболевание застрахованного, являющееся результатом воздействия на него вредного (вредных) производственного (производственных) фактора (факторов) и повлекшее временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности (далее – ПТ) и (или) его смерть.
Так же в статье дано определение, что ПТ — это способность человека к выполнению работы определенной квалификации, объема и качества.
Простыми словами, ПЗ— это нарушения работы различных органов и систем жизнедеятельности организма человека, спровоцированные вредными условиями труда, то есть заболевание, вызванное фактором риска или характером работы, которые указаны в перечне ПЗ. В выявлении заболевания поможет медицинский осмотр у врача по гигиене труда.
Важным признаком ПЗ является медленный и постепенно прогрессирующий процесс заболевания с хроническим протеканием. ПЗ диагностирует врач по гигиене труда, который устанавливает состояние здоровья работника, а также собирает данные о нынешних и предыдущих условиях труда работника и характере его работы.
Существует отдельный раздел медицины, который занимается диагностикой, лечением и профилактикой ПЗ и называется профпатологией. Эта отрасль исследует механизмы возникновения и картину заболеваний, которые были вызваны наличием вредных или опасных условий труда.
На основании ст. 211_1 ТК РФ, в целях государственного управления охраной труда (далее – ОТ), а также реализации и защиты прав граждан в области ОТ Правительство РФ: устанавливает порядок расследования и учета случаев ПЗ работников.
В соответствии со ст. 214 ТК РФ, работодатель обязан обеспечить расследование и учет НС и ПЗ, учет и рассмотрение причин и обстоятельств событий, приведших к возникновению микроповреждений (микротравм), в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
С 1 марта 2023 года работодатели должны расследовать случаи ПЗ по новым правилам. Порядок расследования и учета ПЗ утвержден постановлением Правительства РФ от 05.07.2022 г. N 1206 “О порядке расследования и учета случаев ПЗ работников” (далее – Правила). Настоящее постановление вступило в силу с 1 марта 2023 г. и будет действовать до 1 марта 2029 г.
Согласно п. 3 постановления Правительства РФ от 05.07.2022 г. N 1206 с 1 марта 2023 года утратило силу постановление Правительства РФ от 15.12.2000 г. N 967 “Об утверждении Положения о расследовании и учете ПЗ”.
В соответствии с п. 2 Правил, расследованию и учету подлежат острые и хронические ПЗ (отравления), возникновение которых у работников и других лиц обусловлено воздействием вредных производственных факторов (далее – ВПФ) при исполнении им трудовых обязанностей или выполнении какой-либо работы по поручению работодателя (его представителя), а также при осуществлении иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем.
Острое профессиональное заболевание (далее – ОПЗ) — это заболевание возникшего в результате однократного (в течение не более одного рабочего дня, одной рабочей смены) воздействия на работника ВПФ, повлекшего временную или стойкую утрату им ПТ и (или) его смерть.
Это отравления, интоксикации и резкие боли.
Хроническое профессиональное заболевание (далее – ХПЗ) — это заболевание возникшего в результате длительного воздействия на работника ВПФ, повлекшего временную или стойкую утрату им ПТ и (или) его смерть.
Такие болезни имеют накопительный эффект и постоянно беспокоят работника. Диагноз ставят после полного обследования врачи-профпатологи.
ПЗ классифицируется при соблюдении нескольких условий:
- связано с выполнением трудовой функции или какой-то работы по поручению работодателя;
- повлекло временную или стойкую утрату работоспособности;
- входит в официальный перечень ПЗ на основании Приложения к Приказу Минздравсоцразвития РФ от 27.04.2012 г. N 417н “Об утверждении перечня ПЗ” (далее – Приказ N 417н);
- официально диагностировано и расследовано.
Перечень ПЗ согласно Приказа N 417н используется для установления диагноза работнику. Настоящий приказ вступил в силу с 3 июня 2012 г. и действует по сей день.
Лица, в отношении которых расследуются ПЗ:
- работники, выполняющие работу по трудовому договору и лица, осужденные к лишению свободы и привлекаемые к труду;
- граждане, выполняющие работу по гражданско-правовому договору;
- студенты образовательных организаций высшего образования, профессиональных образовательных организаций, учащиеся общеобразовательных организаций, работающие по трудовому договору во время практики в организациях и другие лица, участвующие в производственной деятельности организации или индивидуального предпринимателя.
Порядок установления учреждениями медико-социальной экспертизы степени утраты профессиональной трудоспособности лицами, получившими повреждение здоровья в результате НС и ПЗ, определен Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 16.10.2000 г. N 789 “Об утверждении Правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате НС и ПЗ”. Настоящее постановление вступило в силу с 11 ноября 2000 г.
Приказом Минздрава РФ от 09.09.2022 г. N 517н “Об утверждении формы и порядка составления акта медико-социальной экспертизы гражданина” утверждены:
- форма акта медико-социальной экспертизы гражданина;
- порядок составления акта медико-социальной экспертизы гражданина. Настоящий приказ в полном объёме вступил в силу с 1 февраля 2023 г.
С 1 января 2024 г. вступил в силу Приказ Минтруда РФ от 08.11.2023 г. N 792н “Об утверждении порядка и условий обеспечения проведения медико-социальной экспертизы без доступа к персональным данным гражданина и его законного или уполномоченного представителя и их состава, а также особенностей и условий проведения медико-социальной экспертизы без доступа к персональным данным гражданина и его законного или уполномоченного представителя”.
На основании п. 3 Правил, работник имеет право на личное участие или участие через своих представителей в расследовании возникшего у него ПЗ.
Предварительный диагноз – острое профессиональное заболевание
В соответствии с п. 4 Правил, при установлении работнику предварительного диагноза – ОПЗ медицинская организация обязана в течение суток направить извещение об установлении указанного предварительного диагноза в органы государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора) (далее – Госсанэпиднадзор) в соответствии с их компетенцией по месту нахождения объекта, где работником выполнялась работа (далее – объект), и работодателю по форме, установленной Минздрава РФ.
Под медицинской организацией в настоящих Правилах понимается медицинская организация в соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 2 Федерального закона “Об основах охраны здоровья граждан в РФ”.
Под органом Госсанэпиднадзора в настоящих Правилах понимаются органы и учреждения федерального Госсанэпиднадзора, предусмотренные п. 2 ст. 46 Федерального закона “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения”.
Работодатель направляет сведения, необходимые для составления санитарно-гигиенической характеристики условий труда (далее – СГХ УТ) работника, в орган Госсанэпиднадзора в течение суток со дня, следующего за днем получения извещения об установлении работнику предварительного диагноза – ОПЗ.
Согласно п. 5 Правил, орган Госсанэпиднадзора в течение суток со дня получения извещения об установлении работнику предварительного диагноза – ОПЗ приступает к выяснению обстоятельств и причин возникновения заболевания путем проведения на рабочем месте необходимых экспертиз, лабораторно-инструментальных и других гигиенических исследований, опроса пострадавшего, свидетелей и направления запросов для получения необходимой информации от работодателя.
Орган Госсанэпиднадзора на основании полученных данных в 2-недельный срок со дня получения извещения об установлении работнику предварительного диагноза – ОПЗ в целях расследования ПЗ работника составляет СГХ УТ работника и направляет ее в медицинскую организацию, направившую извещение об установлении работнику этого предварительного диагноза, которая в течение недели со дня получения СГХ УТ работника направляет документы, указанные в подп. “а” и “в – д” п. 10 Правил, в специализированную медицинскую организацию или специализированное структурное подразделение медицинской организации в области профессиональной патологии при выявлении ПЗ (далее – центр профессиональной патологии), для проведения экспертизы связи заболевания с профессией.
Для экспертизы связи ОПЗ с профессией работник направляется в центр профессиональной патологии медицинской организацией, установившей предварительный диагноз – ОПЗ, непосредственно после оказания работнику специализированной медицинской помощи с выдачей ему направления.
На основании п. 6 Правил, СГХ УТ составляется в соответствии с установленными требованиями по форме и в порядке, которые утверждаются Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Основой для установления связи между заболеванием работника и его профессиональной деятельностью будет СГХ УТ в соответствии с Приложением N 2 к Приказу Минздрава РФ от 28.05.2001 г. N 176 “О совершенствовании системы расследования и учета ПЗ в РФ” (далее – Приказ N 176).
При составлении СГХ УТ учитываются результаты специальной оценки условий труда (далее – СОУТ), результаты производственного контроля, а также данные медицинских осмотров работников.
В случае если при выяснении обстоятельств и причин возникновения заболевания установлен факт осуществления работником профессиональной деятельности во вредных и опасных условиях труда на предыдущих местах работы, вклад данных периодов работы в возникновение ПЗ отражается в СГХ УТ. Методика оценки вклада периодов работы во вредных и опасных условиях труда на предыдущих местах работы устанавливается Минздрава РФ.
В соответствии с п. 7 Правил, в случае несогласия работодателя (его представителя) и (или) работника (его представителя) с содержанием СГХ УТ работника работодатель (его представитель), работник вправе, письменно изложив свои возражения, приложить их к характеристике. Каждое возражение, приложенное к характеристике, рассматривается в индивидуальном порядке комиссией по расследованию случая ПЗ (далее – комиссия) в ходе ее заседания.
Предварительный диагноз – хроническое профессиональное заболевание
Согласно п. 8 Правил, при установлении предварительного диагноза – ХПЗ извещение об установлении работнику указанного предварительного диагноза направляется медицинской организацией в течение 3 рабочих дней со дня установления этого предварительного диагноза в орган Госсанэпиднадзора и работодателю по форме, установленной Минздрава РФ.
На основании п. 9 Правил, работодатель направляет сведения, необходимые для составления СГХ УТ работника, предусмотренные в соответствии с формой и порядком составления СГХ УТ работника, в орган Госсанэпиднадзора в течение 7 рабочих дней со дня, следующего за днем получения извещения об установлении работнику предварительного диагноза – ХПЗ.
Орган Госсанэпиднадзора в 2-недельный срок со дня получения извещения об установлении работнику предварительного диагноза – ХПЗ представляет в медицинскую организацию, направившую извещение об установлении работнику указанного предварительного диагноза, СГХ УТ работника.
В соответствии с п. 10 Правил, медицинская организация, установившая предварительный диагноз – ХПЗ, в месячный срок со дня получения СГХ УТ работника обязана направить работника в центр профессиональной патологии (далее – ЦПП) для проведения экспертизы связи заболевания с профессией, а также для оказания (при наличии показаний) медицинской помощи с представлением вместе с направлением следующих документов:
а) выписка из медицинской карты пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях, и (или) медицинской карты стационарного больного;
б) сведения о результатах предварительного (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров;
в) СГХ УТ, а также (при наличии) возражения к ней;
г) копия трудовой книжки и (или) сведения о трудовой деятельности, предусмотренные ст. 66_1 ТК РФ;
д) карта эпидемиологического обследования (в случае заражения инфекционным или паразитарным заболеванием при выполнении профессиональных обязанностей);
е) копии протоколов лабораторных испытаний, выполненных в ходе осуществления производственного контроля на рабочем месте работника (при наличии у работодателя).
Заключительный диагноз – профессиональное заболевание
Согласно п. 11 Правил, ЦПП на основании клинических данных состояния здоровья работника и документов, указанных в пунктах 5 и 10 Правил, проводит экспертизу связи заболевания с профессией в соответствии с ч. 6 ст. 63 Федерального закона “Об основах охраны здоровья граждан в РФ”.
На основании результатов экспертизы ЦПП устанавливает заключительный диагноз – ОПЗ или ХПЗ (возникшее в том числе спустя длительный срок после прекращения работы в контакте с вредными веществами или производственными факторами), составляет медицинское заключение о наличии или об отсутствии ПЗ (далее – медицинское заключение) в 4 экземплярах и в течение 3 рабочих дней со дня составления медицинского заключения направляет извещение об установлении заключительного диагноза – ОПЗ или ХПЗ, его уточнении или отмене (далее – извещение о заключительном диагнозе) в орган Госсанэпиднадзора, работодателю, в медицинскую организацию, направившую работника, и в Фонд социального страхования РФ (далее – страховщик).
Извещение о заключительном диагнозе составляется с установленными требованиями по форме в соответствии с Приложением N 3 к Приказу N 176.
Один экземпляр извещения о заключительном диагнозе хранится в медицинской документации работника в ЦПП в соответствии с законодательством об архивном деле РФ.
В соответствии с п. 12 Правил, медицинское заключение в течение 3 рабочих дней со дня составления медицинского заключения выдается ЦПП работнику под расписку, направляется страховщику и в медицинскую организацию, направившую работника.
Один (четвертый) экземпляр медицинского заключения хранится в медицинской документации работника в ЦПП в соответствии с законодательством об архивном деле РФ.
Согласно п. 13 Правил, установленный заключительный диагноз – ОПЗ или ХПЗ может быть изменен или отменен ЦПП на основании результатов дополнительно проведенных исследований и повторной экспертизы по инициативе работника, работодателя (их представителей), а также медицинских организаций.
В целях изменения или отмены установленного диагноза – ОПЗ или ХПЗ работник, работодатель, медицинская организация (их законные представители) могут обратиться в ЦПП с заявлением о проведении экспертизы связи заболевания с профессией (далее – заявление) в свободной форме с приложением документов, указанных в пунктах 5 и 10 Правил. Заявление работника также должно содержать его согласие на запрос документации, необходимой для проведения экспертизы связи заболевания с профессией.
На основании заявления (если заявление подано в ЦПП, ранее не проводивший экспертизу связи заболевания с профессией конкретного работника) ЦПП при необходимости запрашивает у ЦПП, выдавшего медицинское заключение, копии документов, указанных в пунктах 5, 10 и 11 Правил.
Рассмотрение особо сложных случаев ПЗ возлагается на ЦПП, определяемый Минздравом РФ.
В соответствии с п. 14 Правил, извещение о заключительном диагнозе при изменении или отмене диагноза профессионального заболевания (далее – ДПЗ) направляется ЦПП в орган Госсанэпиднадзора, работодателю, страховщику и в ЦПП, установивший заключительный ДПЗ, в течение 7 рабочих дней после принятия решения об изменении или отмене ДПЗ.
Один экземпляр извещения об изменении или отмене ДПЗ хранится в медицинской документации работника в ЦПП в соответствии с законодательством об архивном деле в РФ.
В случае отмены медицинского заключения о наличии (отсутствии) ПЗ акт о случае ПЗ по форме согласно приложению (далее – акт) признается органом Госсанэпиднадзора недействительным на основании полученного извещения об отмене ДПЗ.
Организация расследования профессионального заболевания
Согласно п. 15 Правил, работодатель обязан организовать расследование обстоятельств и причин возникновения у работника ПЗ (далее – расследование).
Работодатель в течение 10 рабочих дней со дня получения извещения о заключительном диагнозе образует комиссию, возглавляемую руководителем (заместителем руководителя) органа Госсанэпиднадзора.
Работодатель издает приказ о создании комиссии по расследованию ПЗ.
В состав комиссии входят представитель работодателя, специалист по ОТ или лицо, назначенное работодателем ответственным за организацию работы по ОТ, представитель ЦПП, установившего заключительный диагноз – ОПЗ или ХПЗ, представитель выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками представительного органа (при наличии) и страховщика (по согласованию). В состав комиссии также включаются с их согласия представители работодателей по прежним местам работы работника во вредных и опасных условиях труда, вклад которых в возникновение ПЗ отражен в СГХ УТ в соответствии с п. 6 Правил или установлен в результате рассмотрения возражений к содержанию СГХ УТ в соответствии с п. 7 Правил.
В расследовании могут принимать участие другие специалисты, при этом число членов комиссии должно быть нечетным.
На основании п. 16 Правил, член комиссии (включая председателя комиссии) должен быть заменен организацией (органом), направившей этого члена комиссии для участия в расследовании, в срок, не превышающий 3 рабочих дней после принятия решения о замене этого члена комиссии, в том числе по предложению председателя комиссии, в следующих случаях:
а) уклонение без уважительных причин от участия в работе комиссии при подтверждении надлежащего информирования члена комиссии о работе комиссии;
б) невозможность исполнять свои обязанности по причине временной нетрудоспособности либо смерти;
в) увольнение (освобождение от занимаемой должности).
В соответствии с п. 17 Правил, документы, подтверждающие замену члена комиссии (включая председателя комиссии), с указанием причины принятого решения, приобщаются к материалам расследования. Работодателем (его представителем) в течение суток после получения письменного уведомления о замене члена комиссии (включая председателя комиссии) вносятся изменения в приказ (распоряжение) об образовании комиссии, который приобщается к материалам расследования.
Комиссия обязана завершить расследование в течение 30 рабочих дней со дня своего создания.
Работодатель обязан обеспечить условия работы комиссии и завершение расследования в установленный настоящими Правилами срок.
Согласно п. 18 Правил, ПЗ, возникшее у работника, направленного для выполнения работы у другого работодателя, расследуется комиссией, образованной в той организации, где произошел указанный случай ПЗ. В состав комиссии входит представитель работодателя, направившего работника. Неприбытие или несвоевременное прибытие указанного полномочного представителя не является основанием для изменения сроков расследования.
На основании п. 19 Правил, ПЗ, возникшее у работника при выполнении работы по совместительству, расследуется и учитывается по месту, где выполнялась работа по совместительству.
В соответствии с п. 20 Правил, расследование в отношении работников, не имеющих на момент расследования контакта с ВПФ, вызвавшим ПЗ, в том числе у неработающих, проводится по месту прежней работы с ВПФ, вызвавшим это ПЗ. В случае если работодатель к моменту расследования ликвидирован (прекратил деятельность), организацию расследования осуществляет орган Госсанэпиднадзора, осуществляющий соответствующий контроль (надзор).
Проведение расследования профессионального заболевания
Согласно п. 21 Правил, для проведения расследования работодатель обязан:
а) представлять документы и материалы, в том числе архивные, характеризующие условия труда на рабочем месте (участке, в цехе);
б) проводить по требованию членов комиссии за счет собственных средств с целью оценки условий труда на рабочем месте необходимые экспертизы, лабораторно-инструментальные и другие гигиенические исследования;
в) обеспечивать сохранность и учет документации по расследованию ПЗ.
На основании п. 22 Правил, в процессе расследования комиссия опрашивает лиц, работавших с работником, и других лиц, а также получает необходимую информацию от работодателя и заболевшего работника.
Результаты объяснений работника, опросов лиц, работавших с ним, и других лиц оформляют в виде протокола.
В соответствии с п. 23 Правил, для принятия решения по результатам расследования представляются следующие документы:
а) приказ (распоряжение) о создании комиссии (локальный акт);
б) СГХ УТ работника;
в) медицинское заключение;
г) извещение о заключительном диагнозе;
д) медицинские заключения по результатам обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров;
е) выписка из журналов регистрации инструктажей и протоколов проверки знаний работника по ОТ;
ж) протоколы объяснений работника, опросов лиц, работавших с ним, и других лиц;
з) экспертные заключения специалистов, результаты исследований и экспериментов;
и) копии документов, подтверждающих выдачу работнику средств индивидуальной защиты;
к) выписки из ранее выданных по данному производству (объекту) предписаний органа Госсанэпиднадзора;
л) другие материалы по усмотрению комиссии, в том числе выписка из медицинской карты пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях, в медицинской организации, к которой он прикреплен для медицинского обслуживания.
Согласно п. 24 Правил, документы, указанные в п. 23 Правил, могут быть также представлены в форме электронного документа в соответствии с законодательством РФ.
Комиссия также вправе запросить проведение лабораторно-инструментальных и гигиенических исследований.
В случае необходимости при работе с архивными документами и материалами, а также при проведении лабораторно-инструментальных и гигиенических исследований срок расследования может быть увеличен, но не более чем на 30 рабочих дней.
В соответствии с п. 25 Правил, на основании рассмотрения документов комиссия устанавливает обстоятельства и причины ПЗ работника, определяет лиц, допустивших нарушения государственных санитарно-эпидемиологических правил или иных нормативных актов, и меры по устранению причин возникновения и предупреждению ПЗ.
Если комиссией установлено, что грубая неосторожность работника содействовала возникновению или увеличению вреда, причиненного его здоровью, с учетом мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками представительного органа (заключения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками представительного органа) комиссия устанавливает степень вины работника (в процентах).
В случае если при выяснении обстоятельств и причин возникновения заболевания установлен факт осуществления работником профессиональной деятельности во вредных и опасных условиях труда по предыдущим местам работы, комиссией устанавливается вклад данных периодов работы в возникновение ПЗ (в процентах).
Оформление акта о случае профессионального заболевания
Согласно п. 26. Правил, в целях выработки единого решения проводятся заседания комиссии. Заседания комиссии могут проходить как в очной форме, так и с использованием средств дистанционного взаимодействия. По итогам заседания оформляется протокол, который подписывается председателем комиссии и приобщается к материалам расследования.
По результатам расследования комиссия составляет акт, который подписывается членами комиссии и утверждается ее председателем.
В случае разногласий, возникших между членами комиссии (включая председателя комиссии) в ходе расследования, решение принимается большинством голосов членов комиссии (включая председателя комиссии) с оформлением в произвольной форме протокола заседания комиссии, который приобщается к материалам расследования.
При этом члены комиссии, включая председателя комиссии, не согласные с принятым решением, подписывают акт (протокол заседания комиссии в случае, если акт не оформляется) с изложением своего аргументированного особого мнения, которое приобщается к материалам расследования.
В случаях отказа члена комиссии, включая председателя комиссии, от подписания или утверждения документов, необходимых для расследования, комиссией в произвольной форме оформляется и подписывается протокол заседания комиссии с указанием причины отказа члена комиссии, включая председателя комиссии, от подписания или утверждения соответствующих документов. Копия протокола направляется председателем комиссии в организацию (орган), представителем которого является лицо, участвующее в работе комиссии.
Если комиссия пришла к заключению о том, что заболевание работника не связано с воздействием ВПФ на рабочем месте, и (или) было получено работником не при исполнении трудовых обязанностей по определенной условиями трудового договора профессии (должности), в этом случае акт не составляется, а составляется соответствующий протокол заседания комиссии по форме, установленной Минздрава РФ, копия которого направляется председателем комиссии в организации (органы), представители которых участвовали в работе комиссии.
В соответствии с п. 27 Правил, лица, принимающие участие в расследовании, несут предусмотренную законодательством РФ ответственность за разглашение конфиденциальных сведений, персональных данных, касающихся состояния здоровья, полученных в результате расследования.
Согласно п. 29 Правил, акт является документом, подтверждающим профессиональный характер заболевания, возникшего у работника в результате воздействия ВПФ на его рабочем месте.
На основании п. 30 Правил, акт составляется в течение 3 рабочих дней по истечении срока расследования в 5 экземплярах, предназначенных для работника, работодателя, органа Госсанэпиднадзора, ЦПП и страховщика. Акт подписывается членами комиссии, утверждается руководителем (заместителем руководителя) органа Госсанэпиднадзора и заверяется его печатью.
В соответствии с п. 31 Правил, в акте подробно излагаются обстоятельства и причины ПЗ, а также указываются лица, допустившие нарушения государственных санитарно-эпидемиологических правил или иных нормативных актов.
В случае установления факта грубой неосторожности работника, содействовавшей возникновению или увеличению вреда, причиненного его здоровью, указывается установленная комиссией степень его вины (в процентах).
Копия заключения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками представительного органа о степени вины работника при установлении факта грубой неосторожности прилагается к акту.
В случае установления вклада профессиональной деятельности во вредных и опасных условиях труда по предыдущим местам работы в возникновение ПЗ в акте указывается процент вклада указанных мест работы в возникновение ПЗ.
Учёт профессионального заболевания и хранение материалов расследования
Согласно п. 32 Правил, акт вместе с материалами расследования хранится в органе Госсанэпиднадзора и у работодателя в соответствии с законодательством об архивном деле в РФ.
В соответствии с п. 419 Приказа Росархива от 20.12.2019 г. N 236 “Об утверждении Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения” документы (акты, протоколы, заключения, сведения, справки, переписка) о расследовании и учете ПЗ хранятся 50/75 лет. То есть акт расследования ПЗ хранится 75 лет.
На основании п. 33 Правил, ПЗ учитывается органом Госсанэпиднадзора, проводившим расследование, в порядке, устанавливаемом Минздрава РФ.
Предупредительные меры по случаю профессионального заболевания
Орган Госсанэпиднадзора ведет учет всех случаев ПЗ. Обязанность работодателя — разработать и реализовать предупредительные меры по предупреждению ПЗ у работников, то есть разрабатывает план мероприятий по предупреждению ПЗ.
Какие действия, например, можно предпринять:
- провести внеплановую СОУТ, если источником заболевания послужили не выявленные ранее вредные факторы;
- провести работникам внеплановый инструктаж по ОТ на рабочем месте;
- пересмотреть нормы выдачи средств индивидуальной защиты, провести обучение по применению средств индивидуальной защиты;
- пересмотреть инструкцию по ОТ для должности пострадавшего работника или соответствующего вида, направления деятельности;
- модернизировать средства коллективной защиты.
Конкретные мероприятия планируются на основании решений комиссии в акте. Они должны исключать причины ПЗ, чтобы не было повторных случаев.
В соответствии с п. 28 Правил, работодатель в месячный срок со дня составления комиссией акта обязан на основании этого акта издать организационно-распорядительный документ о конкретных мерах по предупреждению ПЗ.
Об исполнении решений комиссии работодатель письменно сообщает в орган Госсанэпиднадзора.
Разногласия по вопросам установления диагноза профессионального заболевания и его расследования
Согласно п. 34 Правил, разногласия по вопросам установления ДПЗ и его расследования могут быть рассмотрены в досудебном порядке или обжалованы в суде.
На основании п. 35 Правил, в досудебном порядке разногласия могут быть рассмотрены в рамках компетенции в соответствии с установленными законодательством РФ полномочиями на основании заявлений работника, работодателя, органа Госсанэпиднадзора и страховщика:
а) органом Госсанэпиднадзора;
б) ЦПП, предусмотренным абз. 4 четвертым п. 13 Правил;
в) федеральной инспекцией труда;
г) страховщиком.
Заявление работника должно содержать его согласие на запрос документации, необходимой для проведения экспертизы связи заболевания с профессией.
В соответствии с п. 36 Правил, разногласия рассматриваются органами, указанными в п. 35 Правил, в срок, не превышающий 30 календарных дней.
Согласно п. 37 Правил, информационное взаимодействие в целях расследования и учета случаев ПЗ работников может осуществляться в электронной форме в соответствии с законодательством РФ.
Ответственность за нарушение требований охраны труда
Если при расследовании ПЗ у работника комиссия выявит нарушения требований ОТ в организации, то работодателя привлекут к ответственности по ст. 5.27.1 КоАП РФ. Размер санкций зависит от конкретного проступка.
Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ | ||
Часть 1 статьи 5.27_1 КоАП РФ | Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ, за исключением случаев, предусмотренных частями 2-4 статьи 5.27_1 КоАП РФ и частью 3 статьи 11.23 КоАП РФ, влечет предупреждение или наложение административного штрафа | |
на должностных лиц | от 2 000 до 5 000 рублей | |
на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица | от 2 000 до 5 000 рублей | |
на юридических лиц | от 50 000 до 80 000 рублей | |
Часть 2 статьи 5.27_1 КоАП РФ | Нарушение работодателем установленного порядка проведения спецоценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение влечет предупреждение или наложение административного штрафа | |
на должностных лиц | от 5 000 до 10 000 рублей | |
на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица | от 5 000 до 10 000 рублей | |
на юридических лиц | от 60 000 до 80 000 рублей | |
Часть 3 статьи 5.27_1 КоАП РФ | Допуск работника к исполнению трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медосмотров, обязательных медосмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний влечет наложение административного штрафа | |
на должностных лиц | от 15 000 до 25 000 рублей | |
на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица | от 15 000 до 25 000 рублей | |
на юридических лиц | от 110 000 до 130 000 рублей | |
Часть 4 статьи 5.27_1 КоАП РФ | Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты (СИЗ, отнесенные ТР ТС 019/2011 “О безопасности средств индивидуальной защиты” ко 2 классу в зависимости от степени риска причинения вреда работнику) влечет наложение административного штрафа | |
на должностных лиц | от 20 000 до 30 000 рублей | |
на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица | от 20 000 до 30 000 рублей | |
на юридических лиц | от 130 000 до 150 000 рублей | |
Часть 5 статьи 5.27_1 КоАП РФ | Совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 1-4 статьи 5.27_1 КоАП РФ, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет наложение административного штрафа | |
на должностных лиц | от 30 000 до 40 000 рублей или дисквалификацию от 1 года до 3 лет | |
на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица | от 30 000 до 40 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток | |
на юридических лиц | от 100 000 до 200 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток |
Если работодатель не проводит производственный контроль на рабочих местах, то его привлекут к ответственности за нарушение санитарных правил по ст. 6.3 КоАП РФ.
Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения | ||
Часть 1 статьи 6.3 КоАП РФ | Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет предупреждение или наложение административного штрафа | |
на граждан | от 100 до 500 рублей | |
на должностных лиц | от 500 до 1 000 рублей | |
на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица | от 500 до 1 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток | |
на юридических лиц | от 10 000 до 20 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток | |
Часть 2 статьи 6.3 КоАП РФ | Те же действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий влекут наложение административного штрафа | |
на граждан | от 15 000 до 40 000 рублей | |
на должностных лиц | от 50 000 до 150 000 рублей | |
на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица | от 50 000 до 150 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток | |
на юридических лиц | от 200 000 до 500 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток | |
Часть 3 статьи 6.3 КоАП РФ | Действия (бездействие), предусмотренные частью 2 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью человека или смерть человека, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влекут наложение административного штрафа | |
на граждан | от 150 000 до 300 000 рублей | |
на должностных лиц | от 300 000 до 500 000 рублей или дисквалификацию на срок от одного года до 3 лет | |
на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица | от 500 000 до 1 000 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток | |
на юридических лиц | от 500 000 до 1 000 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток |
Непроведение расследования ПЗ расценивается как сокрытие страхового случая по ст. 15.34 КоАП РФ.
Сокрытие страхового случая | ||
Статья 15.34 КоАП РФ | Сокрытие страхователем наступления страхового случая при обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний влечет наложение административного штрафа | |
на граждан | от 300 до 500 рублей | |
на должностных лиц | от 500 до 1 000 рублей | |
на юридических лиц | от 5 000 до 10 000 рублей |