Психологические подходы к проблеме обеспечения безопасности труда
Особенностью нынешнего периода развития общества является смена доминирующих видов человеческой деятельности. При этом безопасность выходит на первый план и становится основной потребностью человека — особый акцент на это был сделан в Концепции ООН «Об устойчивом человеческом развитии». Целью Концепции является создание оптимальных условий для сбалансированного безопасного существования каждого человека современности, а также последующих поколений.
Тема охраны труда становится все более актуальной с каждым годом. Статистика международной охраны труда показывает, что количество несчастных случаев на производстве в мире за последние годы существенно выросло. Ежегодно около 2 млн людей погибают в результате несчастных случаев и заболеваний профессионального характера. Также каждый год регистрируется 270 млн. несчастных случаев производственного характера и 160 млн. профессиональных заболеваний.
Статистические данные указывают на то, что:
- каждые 3 минуты из-за производственных травм или профессионального заболевания в мире умирает 1 человек;
- каждую секунду в мире на производстве получает травмы разного характера 4 человека;
- ежемесячно в мире на работе травмируется столько людей, сколько проживает в Париже.
Цель и задачи охраны труда
Современные дисциплины о безопасности человека — безопасность жизнедеятельности, охрана труда, основы экологии, гражданская оборона, основы медицинских знаний и здоровья человека. Объекты и предмет дисциплин «Охрана труда» и «Гражданская оборона» устанавливаются соответствующими законодательными актами.
Охрана труда – это система правовых, социально-экономических, организационно-технических, санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий и средств, которые направлены на сохранение жизни, здоровья, работоспособности человека в ходе выполнения разных задач.
Эта система обнаруживает и изучает производственные и профессиональные вредные факторы и разрабатывает методы их предупреждения или ослабления для устранения производственных несчастных случаев и профзаболеваний работников, аварий, пожаров. Основными объектами исследования считаются человек в процессе труда, производственная среда и обстановка, взаимосвязь человека с промышленным оборудованием, технологическими процессами, организация труда и производства.
Цель научной организации труда — разработка и внедрение в практику рационального построения процесса труда, при котором гарантируется высокая производительность труда, создаются условия для сохранения здоровья работников, увеличивается период их деятельности.
Психологические подходы к проблеме безопасности труда
Анализ причин травматизма на производстве позволил выявить значительный вес в этом человеческого фактора. Одной из причин проявления человеческого фактора считается неадекватная реакция работника на риск и рисковое поведение работника в производственной среде и проведении им различных технологических операций. Неадекватность восприятия риска связана с психологическими особенностями личности работника. Также на рисковое поведение работника могут влиять социально-психологические отношения в социуме предприятия, ближнем круге общения работника и производственных отношениях коллектива предприятия.
Необходимость анализа используемых в психологии подходов к исследованию и решению проблемы безопасности труда обуславливается реформированием системы управления охраны на основе новых принципов, в частности: переход от принципов реагирования на несчастные случаи к действиям, направленным на их предупреждение; опора на «концепцию приемлемого риска». Разработка нового психологического подхода к исследованию ОТ обуславливается внедрением инновационных IT-технологий обучения безопасному поведению на рабочем месте.
На начальном этапе проблема решалась на основе подхода, который опирался на особенности физиологии труда и немногочисленные данные психологии о состоянии работающего человека и был направлен на профилактику патологических состояний, возникающих в процессе деятельности. Необходимость таких психофизиологических исследований была обусловлена экономическими причинами: выплатами страховых взносов в связи с получением травм, возникновением болезней, обусловленных развитием на рабочем месте патологических состояний.
В связи с этим руководство предприятиями вынуждено было начать исследования, направленные на предупреждение утомления, дистресса, а также других видов нарушения функционального состояния работающего человека. Результатом таких исследований стало использование средств защиты, введение режима труда и отдыха, создание «комнат психологических разгрузок» и др. Дальнейшие исследования в психологии безопасности труда, хотя и показали значимость для практики разработок, которые выполнены в рамках медико-психологического подхода, но и их оказалось недостаточно для обеспечения полноценной охраны труды.
В психологии безопасности труда начинал разрабатываться социально-психологический подход, который связывает несчастные случаи на производстве с нарушенными отношениями между людьми. Изначально социально-психологические факторы связывали с неблагоприятным социально-психологическим климатом. Применительно к безопасности труда данный климат характеризовался групповыми нормами, которые вступали в противоречия с правилами ОТ на рабочем месте. Практический выход классического социально-психологического подхода сводился к пропаганде правил безопасности на производстве и к разработке системы поощрения и наказания. Причем чаще использовались санкции за нарушение правил охраны труда, чем поощрение за их соблюдение. Это положило начало разработке перспективной в психологии безопасности труда концепции организационной культуры.
По мере развития профессионального обучения формировался психолого-педагогический подход, который сводился к формированию знаний и навыков для исключения травмоопасного поведения и угроз для здоровья работника..
Анализ существующих психологических подходов к решению проблемы безопасного труда, позволяет сделать вывод о необходимости интеграции рассмотренных подходов. Данная интеграция достигается на основе системного подхода. Системный подход предполагает учет многообразия всех разнокачественных факторов: экономических, социальных, правовых, организационных, национально-культурных и психологических. Важной считается разработка системы управления охраной труда (СУОТ) на производстве и ее постоянное совершенствование.
Становится необходимостью поиск концептуальных оснований для повышения эффективности функционирования данной системы управления. Несмотря на требования законодательства, возлагающего ответственность за обеспечение безопасных условий на работодателя, в реальной практике управления первое лицо компании относится к безопасности труда не с должной мотивацией. В то время как именно от признания первым лицом безопасности труда как первоочередной организационной ценности зависит эффективность СУОТ на предприятиях. Можно предположить, что теоретическим основанием внедрения эффективной СУОТ в процессе профессиональной подготовки является концепция организационной культуры безопасности, которая широко используется в менеджменте, но недостаточно используется для разработки многоуровневой системы управления безопасным поведением.
Подход в обучении руководителей и специалистов вопросам охраны труда
Л. С. Выготский в процессе своей деятельности рассматривал лучшие подходы по обучению персонала в области охраны труда. Он обратил особое внимание на деятельностный подход с использованием современных образовательных технологий как основа повышения качества обучения руководителей и специалистов по охране труда. Также он приводит принципы реализации деятельностного подхода в обучении по охране труда руководителей и специалистов. Важным результатом следования принципам деятельностного подхода является формирование культуры безопасности труда, которая играет важную роль в снижении уровней профессионального заболевания и производственного травматизма на предприятиях, а также в формировании эффективной системы управления ОТ организации.
Основой успешной работы системы управления ОТ, а, соответственно, и снижения уровней профессиональной заболеваемости и производственного травматизма на предприятиях считается наличие специалистов по ОТ, которое зависит от уровня компетентности руководителя организации в указанной области.
Согласно законодательству РФ, все работники, в том числе руководители и специалисты, обязаны проходить обучение и проверку знания требований охраны труда в порядке, установленном Правительством РФ [ст. 225 ТК РФ]. Однако, по словам многих экспертов в этой области, «имеются отдельные недостатки, связанные с качеством изложения и демонстрации лекционного материала, формальным процессом организации обучения, отсутствием или слабым использованием современных методов и технологий обучения.
Актуальна проблема повышения качества обучения руководителей и специалистов, знания и навыки которых соответствуют профессиональному стандарту.
Для реализации эффективного обучения на основе деятельностного подхода необходимо следовать дидактическим принципам:
- Принцип деятельности (отвечает за формирование понимания содержания, формы его деятельности).
- Принцип непрерывности (определяет преемственность всех этапов, методик обучения).
- Принцип минимума и максимума (гарантированное усвоение минимума получаемых знаний с возможностью дальнейшего освоения максимума на определенном этапе обучения).
- Принцип целостности (предполагает развитие системного, целостного представления об объектах изучаемой области знаний).
- Принцип творчества (основан на максимальной ориентации на творческое начало в процессе обучения, приобретение собственного опыта творческой деятельности).
- Принцип вариативности (проявляется в формировании у обучающихся способностей к адекватному принятию решений в ситуациях выбора, возможностей к вариативному мышлению).
С учетом указанных принципов решение задач становятся интегративной частью деятельности. Принципы деятельностного подхода можно реализовать путем организации, например, деловых игр. В это время происходит формирование как определенных поведенческих особенностей (развитие культуры безопасности), так и стратегических навыков, которые важны для осуществления прогнозирования в области безопасности.
В теории такой деятельности выделяются действия целеполагания, программирования, планирования, контроля, оценивания, с позиции самой деятельности – преобразующие, исполнительские, контрольные. Внимание в общей структуре формирования деятельности отводится действиям самоконтроля и самооценки. Процесс обучения руководителей и специалистов будет направлен на развитие культуры безопасности, поскольку он ориентирован на становление сознания обучающегося, а именно, что организация охраны труда и безопасности производства – не набор требований, а определенная жизненная позиция, важный элемент жизнедеятельности, когда знания обучающийся получает в контексте модели будущей и настоящей деятельности.