Киров
  • г. Киров, ул. Воровского, 78а
  • Пн-Пт с 8:00 до 17:00
  • info@isu-pb.ru
Главная Статьи Регуляторная гильотина

Регуляторная гильотина

ООО "Информпроект"
153
картинка - Регуляторная гильотина

Регуляторная гильотина – инвентаризация и полный пересмотр обязательных требований для упрощения норм регуляции бизнеса. В условиях хаоса, вызванного регуляторной гильотиной, важно как можно скорее разобраться в различиях утративших силу и новых документов. Поэтому экспертами ГК «Информпроект» запускается цикл статей, которые могут помочь специалистам разобраться в остроактуальной теме. 

Зачем нужна реформа? 

Регуляторную гильотину используют, когда действующие правила устарели, не могут обеспечить безопасность людям и мешают развиваться предприятиям. С ее помощью сокращают количество обязательных требований к бизнесу, избавляют его от избыточного контроля и абсурдных требований. За короткий срок и при низких затратах неактуальные нормы устраняют, а требования, которые сложно соблюдать, — упрощают. Если реформа проходит успешно, издержки и риски предприятий снижаются. Это повышает конкуренцию, приводит к притоку инвестиций и новым рабочим местам. В Южной Корее за 11 месяцев пересмотрели более 11 тыс. нормативных актов и отменили почти половину из них.


У регуляторной гильотины в России две цели:

  1. Обновить обязательные требования с учетом риск-ориентированного подхода.
  2. Разработать новые правила для проверок контролеров.

С начала года уже отменили 4880 актов, которые устарели и не применялись на практике. На реформирование контрольно-надзорной деятельности и упрощение работы хозяйствующих субъектов направлены принятые в 2020 году законы: 

  1. Федеральный закон от 31.07.2020 N 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в РФ». Он определяет основы установления и оценки применения содержащихся в нормативных правовых актах (НПА) требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы. Указанные требования и составляют определение понятия «обязательные требования». 
  2. Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ». Он регулирует отношения по организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля, устанавливает гарантии защиты прав граждан и организаций как контролируемых лиц. Закон направлен на полное реформирование системы госнадзора, в том числе порядка проведения проверок; устанавливает приоритет проведения профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда (ущерба), над проведением контрольных (надзорных) мероприятий.


Механизм «регуляторной гильотины» распространен на 132 вида контроля (надзора) в 43 сферах общественных отношений, в его реализации принимают участие 39 федеральных органов исполнительной власти. По каждой сфере созданы рабочие группы для обеспечения системного подхода при разработке новых нормативных правовых актов. Совершенствуется применение обязательных требований в сферах обеспечения промышленной и пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, экологии и природопользования, охраны труда с учетом целевых направлений, предусмотренных Общенациональным планом действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в экономике. Реформаторы выясняют, является ли правило законным, необходимым и понятным для бизнеса. После проверки по каждому правилу принимают решение: одобрить его, исключить или упростить. Правила, которые признали неактуальными, правительство и парламент отменяют или упрощают. От начала и до конца реформы обычно проходит 18–30 месяцев.

В следующей статье ответим на вопрос: «Что сейчас необходимо сделать службе “Охрана труда” на предприятиях?»