Киров
  • г. Киров, ул. Воровского, 78а
  • Пн-Пт с 8:00 до 17:00
  • info@isu-pb.ru
Главная Статьи Система управления охраной труда: что это такое и что в нее входит

Система управления охраной труда: что это такое и что в нее входит

ООО "Информпроект"
526
Картинка - система управления охраной труда

Шесть лет назад у работодателей появилась дополнительная обязанность – должна быть разработана система управления охраной труда (СУОТ) в организации, затем ее нужно внедрить и постоянно контролировать функционирование и эффективность работы.

Как показывает общая практика, нормативные документы подготовили многие, так как штраф получить никто не хочет, но каким образом это все работает и, вообще, что это такое СУОТ – многим не понятно. 

Ни один документ в сфере охраны труда просто так не придуман: все рабочие бумаги должны быть направлены на снижение производственного травматизма. А иначе какая польза для людей от пыльных бумажек на полке?

Разберемся с СУОТ: для чего необходима, как оформить и внедрить в работу. 

Система управления охраной труда в организации

Система управления охраной труда – это комплекс мер (документы, процедуры, анализ и контроль за функционированием), направленных на снижение травматизма в организации и управление рисками.

Если хотите посмотреть определение чисто законодательным языком, его можно найти в статье 209 ТК РФ.

Другими словами, СУОТ – это создание комфортных условий труда, забота о здоровье работников за счет пропаганды охраны труда на производствах не только среди персонала, но и административно-технического

Основание для разработки СУОТ

Разработка и внедрение внесено на основании ст. 212 ТК РФ с 1 января 2014 года. И тут нет разницы большая у вас компания с подразделениями в разных городах или небольшое локальное ИП со штатной численностью в три офисных работника – система управления охраной труда в организации должна быть разработана у всех работодателей.

Разница только в самой процедуре: чем крупнее организация, тем больше контроля, а значит и направлений должно быть охвачено, разработано документов, в силу чего внедрение системы управления охраной труда более трудоемкое.

Например, для организаций с численностью менее 15 человек допускается применять СУОТ в упрощенном виде. Но почему и зачем? 

Цели СУОТ

Многие специалисты по охране труда недоумевают – зачем нужна СУОТ? Ведь есть законодательство, выполнение требований и аудита, для чего повторяться?

Система управления охраной труда, по сути, дублирует все требования закона, объединяя их и сводя воедино, но вместе с этим она их и совершенствует.

Кроме того, СУОТ позволяет контролировать постоянное функционирование направлений, будь это обучение и образование работников, инструктажи, медицинские осмотры или специальная оценка условий труда.

То есть, если разработана СУОТ, то у вас просто не будет возможности упустить что-то в создании безопасных условий труда работников. Кроме того, система позволяет выполнить и совершенствовать уже имеющиеся локально-нормативные акты (ЛНА), благодаря чему работа с персоналом будет более тщательной.

В целом, система направлена на то, чтобы все сотрудники предприятия изначально относились к специалисту по охране труда не как к назойливой мухе, а серьезно – прислушиваясь и выполняя его требования. Только после этого отношение к охране труда будет более ответственным.

А также СУОТ помогает работодателю демонстрировать высокий уровень культуры охраны труда,  что дает ему возможность заключать договор, контракты с крупными холдингами (они очень ценят подготовленность в этом направлении) и получать поддержку,  сертификаты соответствия международным стандартам (OHSAS).

Кто осуществляет управление охраной труда в организации

Управление охраной труд на производствах до 50 человек стоит за работодателем или тем, на кого соответствующие обязанности возложили приказом. Если же в организации более 50 сотрудников, то эти полномочия за специалистом по оценке и охране труда.  

Таким же образом дела обстоят и с СУОТ. В этом случае все должны действовать сообща, как единый механизм, в том числе и руководитель организации, который будет финансировать данное внедрение.

Но ключевое лицо, отвечающее за функционирование СУОТ, – это специалист по охране труда.

Сроки проведения СУОТ

Сразу стоит сказать и про сроки проведения СУОТ, так как это часто задаваемый вопрос. Дело в том, что он нигде не регламентирован и, конечно же, зависит только от масштабов и деятельности вашей организации.

Выше мы говорили о том, что можно применять СУОТ в упрощенном виде, если у вас в организации маленькая численность работников. Расскажем подробнее.

Если предприятие, предположим, до 50 сотрудников, срок реализации может занять, грубо говоря, месяц, а если штат уже более 2000 и есть еще подразделения с разной территориальной локацией, то тут, конечно, разговор уже будет идти о нескольких месяцах, а может и год. 

Все зависит от сложности конкретного предприятия и от оперативности работы службы охраны труда и руководителей подразделений. 

То есть, если у вас ИП, где работает несколько сотрудников, то разрабатывается минимальный перечень документов, например, положение, политика в области охраны труда, возможно, раздел по медосмотрам и обучению. Процедуру обеспечения работников молоком и другим лечебно-профилактическим питанием явно готовить не нужно.

Но чем больше организация, тем больше направлений и факторов в каждом разделе (число которых также увеличится) следует охватить. К примеру, в Порядок допуска персонала к выполнению работ, к которым предъявляются дополнительные требования, можно включить все нюансы, предъявляемые к соискателю на вакантное место – какие “корочки” и группы допуска производственных опасностей должны быть, какой стаж работы и так далее. 

Можно разработать своего рода матрицу, в которой указываются все должности предприятия и требования к ним. И, естественно, такие сведения и ноу-хау должны быть согласованы с кадрами, профсоюзом и работодателем, но оно того стоит. Хоть и потрудиться придется немало.

Имейте в виду, что если придет с проверкой инспектор или произойдет несчастный случай, то отсутствие СУОТ сразу вскроется.

Разработка СУОТ

Подготовить документы для внедрения не так и сложно, только кажется, что все очень трудоемко и объемно, но у вас уже все есть.

Медосмотры, выдача сиз, обучение, курсы – СУОТ все это дублирует в своих документах, сводя в разные разделы и уточняя некоторые вопросы. 

Нужно только объединить все ваши наработки, найти изъяны, доработать и при необходимости усовершенствовать. Например, возможно, некоторые положения или инструкции пора обновить из-за изменений в законодательстве. 

Прежде чем приступить к полному разбору и оценки СУОТ, нужно понять, какие направления относятся к основным элементам управления охраной труда?

Вот некоторые из мероприятий СУОТ по степени важности, от главного и по нисходящей:

  1. Положение о системе управления охраной труда.
  2. Политика работодателя в области охраны труда.
  3. Распределение ответственности и обязанностей для внедрения СУОТ.
  4. Управление профессиональными рисками на производствах.
  5. План мероприятий и задачи по охране труда.
  6. СОУТ.
  7. Инструктажи и обучение работников.
  8. Расследование аварий, несчастных случаев и профессиональных заболеваний.
  9. Контроль работы подрядных организаций на вашей территории.
  10. Обеспечение СИЗ, средствами коллективной защиты, смывающими и обеззараживающими.
  11. Обеспечение гарантиями и компенсациями.

Кроме указанных, есть еще другие направления применения системы управления охраной труда, про которые нельзя забывать (п.8 Приказа Минтруда № 438н) – лучше проверить. 

В охране труда выявляются все новые направления в охране труда, на которые стоит обратить внимание, а затем организовать, улучшить, разобрать и зафиксировать документально. Например, к этому можно отнести процедуру обеспечения безопасных условий труда командированных работников – да и многое другое, все зависит от конкретной организации.

Расскажем подробнее про реализацию новых направлений. К примеру, если у вас на территории предприятия в принципе никогда не работают подрядчики или вы не выдаете молоко и другие лечебно-профилактические продукты питания, так как по результатам СОУТ работникам вашей организации они не полагаются, то обеспечивать документы в этих направлениях нет смысла.

Правда, прежде чем выкидывать лишние мероприятия из СУОТ, нужно сто раз подумать, поскольку проверка ГИТ покажет, не перестарались ли вы.

А если у вас большая компания и в соответствии с законодательством требуется утвердить, добавить, увеличить, дополнить разделы, указанные в Приказе №438н, в СУОТ, то это очень хорошо и на пользу и работникам, и работодателю.

Положение о СУОТ

Уже примерно год назад, может, немного больше, обязательный документ мониторинга, предоставляемый комиссии по расследованию – это приказ и положение о системе управления охраной труда в организации.

Если этих основополагающих документов у вас не будет, значит, и внедрения СУОТ не было – а это чревато штрафом. Причем отсутствие системы управления охраной труды у вашей организации может «всплыть» в любой момент, так что лучше не пренебрегать этим обязательным требованием!

То есть само положение о СУОТ является ключевым нормативным документом. В нем стоит акцентировать внимание на всех направлениях, которые будут рассмотрены в ходе внедрения. 

Вы можете скачать типовое положение о системе управления охраной труда, но оно должно быть обязательно пересмотрено с учетом выявления специфики вашего предприятия, после этого на «выходе» должно получиться индивидуальное положение.

Приказ об утверждении положения о системе управления охраной труда

Вроде бы, казалось, такая формальность в документообороте – приказ об утверждении положения СУОТ – можно его опустить и не выполнять. Но нет, он должен быть в обязательном порядке (п.7 приказа Минтруд № 438н).

Кроме информации о дате утверждения положения СУОТ, стоит включить:

  1. Назначение ответственного за разработку и внедрение системы.
  2. Распределить ответственность за обеспечение безопасных условий труда работников и в части исполнения трудового приказа.
  3. Сроки начала и окончания внедрения.

Политика в области охраны труда

Кому-то может показаться, что политика в области охраны труда – это лишний документ в СУОТ. Но нет! Это важный документ и должен быть предусмотрен даже у небольших компаний: он содержит цели, которых ваша организация стремится достичь, внедряя систему управления. Это могут быть:

  1. Повышение организационной культуры и знаний в области охраны труда.
  2. Изменение отношения работников к собственной безопасности и к безопасности коллег.
  3. Повышение ответственности в процессе работы.
  4. Подчеркивает приверженность компании к определенным целям.

В идеале это должна быть реальная стратегия организации к снижению производственного травматизма и повышения важности охраны труда в целом.

Также политика в области охраны труда понадобится для участия в тендерных закупках крупных компаний и холдингов – этот документ они в обязательном порядке запрашивают.

И во время проверки и оценки инспектором ГИТ по чек-листам вы также должны будете предоставить политику в области ОТ. 

Другие документы СУОТ

Для того, чтобы заняться организацией охраны труда на производствах и правильно разработать документы СУОТ, необходимо проанализировать и изучить:

  1. Обстановку на рабочих местах: соответствует ли она безопасным условиям труда, выполнить оснащенность документацией по охране труда.
  2. Оценку рисков.
  3. Уровень травматизма, профессиональных заболеваний, количество аварий, причины, факторы и принятые меры по недопущению их впредь.
  4. Документы, регламентирующие действия работников при возникновении несчастных случаев и аварий.
  5. Специальную оценку условий труда.
  6.  Анализ и охват обучения по охране труда руководителей, специалистов и работников организации и так далее.

Но опять же, все очень индивидуально, об этом нужно помнить и работать не только исправить документы, регламентирующие создание СУОТ, в зависимости от специфики своего предприятия, но также и реализовать каждое из направлений. Что должно содержаться указано в Приказе Минтруда № 438н.

Если у вас будут разработана СУОТ, но практического внедрения не будет, это сразу станет явно при первой же проверке. И в этом случае список штрафов будет гораздо больше.

Срок действия документов СУОТ

А как часто нужно пересматривать документы, подтверждающие создание и функционирование СУОТ? Какой срок действия?

Конкретного регламента по периодичности и необходимости проведения и пересмотра документов системы управления охраной труда нет. Но если отталкиваться от тех направлений, которых касается СУОТ, то можно установить срок пересмотра не реже 1 раза в 5 лет.

Так как СОУТ, инструкции по охране труда, программы инструктажей и прочие ЛНА пересматриваются с такой же периодичностью, логично будет и для системы установить этот же срок.

Но если будут внесены изменения в сведения НПА, технологический процесс, специфику предприятия или откроются новые направления, то СУОТ в данном разделе необходимо в обязательном порядке пересмотреть, провести и проконтролировать функционирование по новым правилам по факту.

СУОТ – это отличный инструмент для снижения травматизма в любой организации, если правильно им пользоваться. Разработав и внедрив систему, можно повысить рейтинг компании и тем самым получать в будущем выгодные контракты и заказы.

    Отправляя данную форму, я соглашаюсь с политикой обработки персональных данных