Система управления охраной труда: что это такое и что в нее входит

Шесть лет назад у работодателей появилась дополнительная обязанность – должна быть разработана система управления охраной труда (СУОТ) в организации, затем ее нужно внедрить и постоянно контролировать функционирование и эффективность работы.
Как показывает общая практика, нормативные документы подготовили многие, так как штраф получить никто не хочет, но каким образом это все работает и, вообще, что это такое СУОТ – многим не понятно.
Ни один документ в сфере охраны труда просто так не придуман: все рабочие бумаги должны быть направлены на снижение производственного травматизма. А иначе какая польза для людей от пыльных бумажек на полке?
Разберемся с СУОТ: для чего необходима, как оформить и внедрить в работу.
Система управления охраной труда в организации
Система управления охраной труда – это комплекс мер (документы, процедуры, анализ и контроль за функционированием), направленных на снижение травматизма в организации и управление рисками.
Если хотите посмотреть определение чисто законодательным языком, его можно найти в статье 209 ТК РФ.
Другими словами, СУОТ – это создание комфортных условий труда, забота о здоровье работников за счет пропаганды охраны труда на производствах не только среди персонала, но и административно-технического
Основание для разработки СУОТ
Разработка и внедрение внесено на основании ст. 212 ТК РФ с 1 января 2014 года. И тут нет разницы большая у вас компания с подразделениями в разных городах или небольшое локальное ИП со штатной численностью в три офисных работника – система управления охраной труда в организации должна быть разработана у всех работодателей.
Разница только в самой процедуре: чем крупнее организация, тем больше контроля, а значит и направлений должно быть охвачено, разработано документов, в силу чего внедрение системы управления охраной труда более трудоемкое.
Например, для организаций с численностью менее 15 человек допускается применять СУОТ в упрощенном виде. Но почему и зачем?
Цели СУОТ
Многие специалисты по охране труда недоумевают – зачем нужна СУОТ? Ведь есть законодательство, выполнение требований и аудита, для чего повторяться?
Система управления охраной труда, по сути, дублирует все требования закона, объединяя их и сводя воедино, но вместе с этим она их и совершенствует.
Кроме того, СУОТ позволяет контролировать постоянное функционирование направлений, будь это обучение и образование работников, инструктажи, медицинские осмотры или специальная оценка условий труда.
То есть, если разработана СУОТ, то у вас просто не будет возможности упустить что-то в создании безопасных условий труда работников. Кроме того, система позволяет выполнить и совершенствовать уже имеющиеся локально-нормативные акты (ЛНА), благодаря чему работа с персоналом будет более тщательной.
В целом, система направлена на то, чтобы все сотрудники предприятия изначально относились к специалисту по охране труда не как к назойливой мухе, а серьезно – прислушиваясь и выполняя его требования. Только после этого отношение к охране труда будет более ответственным.
А также СУОТ помогает работодателю демонстрировать высокий уровень культуры охраны труда, что дает ему возможность заключать договор, контракты с крупными холдингами (они очень ценят подготовленность в этом направлении) и получать поддержку, сертификаты соответствия международным стандартам (OHSAS).
Кто осуществляет управление охраной труда в организации
Управление охраной труд на производствах до 50 человек стоит за работодателем или тем, на кого соответствующие обязанности возложили приказом. Если же в организации более 50 сотрудников, то эти полномочия за специалистом по оценке и охране труда.
Таким же образом дела обстоят и с СУОТ. В этом случае все должны действовать сообща, как единый механизм, в том числе и руководитель организации, который будет финансировать данное внедрение.
Но ключевое лицо, отвечающее за функционирование СУОТ, – это специалист по охране труда.
Сроки проведения СУОТ
Сразу стоит сказать и про сроки проведения СУОТ, так как это часто задаваемый вопрос. Дело в том, что он нигде не регламентирован и, конечно же, зависит только от масштабов и деятельности вашей организации.
Выше мы говорили о том, что можно применять СУОТ в упрощенном виде, если у вас в организации маленькая численность работников. Расскажем подробнее.
Если предприятие, предположим, до 50 сотрудников, срок реализации может занять, грубо говоря, месяц, а если штат уже более 2000 и есть еще подразделения с разной территориальной локацией, то тут, конечно, разговор уже будет идти о нескольких месяцах, а может и год.
Все зависит от сложности конкретного предприятия и от оперативности работы службы охраны труда и руководителей подразделений.
То есть, если у вас ИП, где работает несколько сотрудников, то разрабатывается минимальный перечень документов, например, положение, политика в области охраны труда, возможно, раздел по медосмотрам и обучению. Процедуру обеспечения работников молоком и другим лечебно-профилактическим питанием явно готовить не нужно.
Но чем больше организация, тем больше направлений и факторов в каждом разделе (число которых также увеличится) следует охватить. К примеру, в Порядок допуска персонала к выполнению работ, к которым предъявляются дополнительные требования, можно включить все нюансы, предъявляемые к соискателю на вакантное место – какие “корочки” и группы допуска производственных опасностей должны быть, какой стаж работы и так далее.
Можно разработать своего рода матрицу, в которой указываются все должности предприятия и требования к ним. И, естественно, такие сведения и ноу-хау должны быть согласованы с кадрами, профсоюзом и работодателем, но оно того стоит. Хоть и потрудиться придется немало.
Имейте в виду, что если придет с проверкой инспектор или произойдет несчастный случай, то отсутствие СУОТ сразу вскроется.
Разработка СУОТ
Подготовить документы для внедрения не так и сложно, только кажется, что все очень трудоемко и объемно, но у вас уже все есть.
Медосмотры, выдача сиз, обучение, курсы – СУОТ все это дублирует в своих документах, сводя в разные разделы и уточняя некоторые вопросы.
Нужно только объединить все ваши наработки, найти изъяны, доработать и при необходимости усовершенствовать. Например, возможно, некоторые положения или инструкции пора обновить из-за изменений в законодательстве.
Прежде чем приступить к полному разбору и оценки СУОТ, нужно понять, какие направления относятся к основным элементам управления охраной труда?
Вот некоторые из мероприятий СУОТ по степени важности, от главного и по нисходящей:
- Положение о системе управления охраной труда.
- Политика работодателя в области охраны труда.
- Распределение ответственности и обязанностей для внедрения СУОТ.
- Управление профессиональными рисками на производствах.
- План мероприятий и задачи по охране труда.
- СОУТ.
- Инструктажи и обучение работников.
- Расследование аварий, несчастных случаев и профессиональных заболеваний.
- Контроль работы подрядных организаций на вашей территории.
- Обеспечение СИЗ, средствами коллективной защиты, смывающими и обеззараживающими.
- Обеспечение гарантиями и компенсациями.
Кроме указанных, есть еще другие направления применения системы управления охраной труда, про которые нельзя забывать (п.8 Приказа Минтруда № 438н) – лучше проверить.
В охране труда выявляются все новые направления в охране труда, на которые стоит обратить внимание, а затем организовать, улучшить, разобрать и зафиксировать документально. Например, к этому можно отнести процедуру обеспечения безопасных условий труда командированных работников – да и многое другое, все зависит от конкретной организации.
Расскажем подробнее про реализацию новых направлений. К примеру, если у вас на территории предприятия в принципе никогда не работают подрядчики или вы не выдаете молоко и другие лечебно-профилактические продукты питания, так как по результатам СОУТ работникам вашей организации они не полагаются, то обеспечивать документы в этих направлениях нет смысла.
Правда, прежде чем выкидывать лишние мероприятия из СУОТ, нужно сто раз подумать, поскольку проверка ГИТ покажет, не перестарались ли вы.
А если у вас большая компания и в соответствии с законодательством требуется утвердить, добавить, увеличить, дополнить разделы, указанные в Приказе №438н, в СУОТ, то это очень хорошо и на пользу и работникам, и работодателю.
Положение о СУОТ
Уже примерно год назад, может, немного больше, обязательный документ мониторинга, предоставляемый комиссии по расследованию – это приказ и положение о системе управления охраной труда в организации.
Если этих основополагающих документов у вас не будет, значит, и внедрения СУОТ не было – а это чревато штрафом. Причем отсутствие системы управления охраной труды у вашей организации может «всплыть» в любой момент, так что лучше не пренебрегать этим обязательным требованием!
То есть само положение о СУОТ является ключевым нормативным документом. В нем стоит акцентировать внимание на всех направлениях, которые будут рассмотрены в ходе внедрения.
Вы можете скачать типовое положение о системе управления охраной труда, но оно должно быть обязательно пересмотрено с учетом выявления специфики вашего предприятия, после этого на «выходе» должно получиться индивидуальное положение.
Приказ об утверждении положения о системе управления охраной труда
Вроде бы, казалось, такая формальность в документообороте – приказ об утверждении положения СУОТ – можно его опустить и не выполнять. Но нет, он должен быть в обязательном порядке (п.7 приказа Минтруд № 438н).
Кроме информации о дате утверждения положения СУОТ, стоит включить:
- Назначение ответственного за разработку и внедрение системы.
- Распределить ответственность за обеспечение безопасных условий труда работников и в части исполнения трудового приказа.
- Сроки начала и окончания внедрения.
Политика в области охраны труда
Кому-то может показаться, что политика в области охраны труда – это лишний документ в СУОТ. Но нет! Это важный документ и должен быть предусмотрен даже у небольших компаний: он содержит цели, которых ваша организация стремится достичь, внедряя систему управления. Это могут быть:
- Повышение организационной культуры и знаний в области охраны труда.
- Изменение отношения работников к собственной безопасности и к безопасности коллег.
- Повышение ответственности в процессе работы.
- Подчеркивает приверженность компании к определенным целям.
В идеале это должна быть реальная стратегия организации к снижению производственного травматизма и повышения важности охраны труда в целом.
Также политика в области охраны труда понадобится для участия в тендерных закупках крупных компаний и холдингов – этот документ они в обязательном порядке запрашивают.
И во время проверки и оценки инспектором ГИТ по чек-листам вы также должны будете предоставить политику в области ОТ.
Другие документы СУОТ
Для того, чтобы заняться организацией охраны труда на производствах и правильно разработать документы СУОТ, необходимо проанализировать и изучить:
- Обстановку на рабочих местах: соответствует ли она безопасным условиям труда, выполнить оснащенность документацией по охране труда.
- Оценку рисков.
- Уровень травматизма, профессиональных заболеваний, количество аварий, причины, факторы и принятые меры по недопущению их впредь.
- Документы, регламентирующие действия работников при возникновении несчастных случаев и аварий.
- Специальную оценку условий труда.
- Анализ и охват обучения по охране труда руководителей, специалистов и работников организации и так далее.
Но опять же, все очень индивидуально, об этом нужно помнить и работать не только исправить документы, регламентирующие создание СУОТ, в зависимости от специфики своего предприятия, но также и реализовать каждое из направлений. Что должно содержаться указано в Приказе Минтруда № 438н.
Если у вас будут разработана СУОТ, но практического внедрения не будет, это сразу станет явно при первой же проверке. И в этом случае список штрафов будет гораздо больше.
Срок действия документов СУОТ
А как часто нужно пересматривать документы, подтверждающие создание и функционирование СУОТ? Какой срок действия?
Конкретного регламента по периодичности и необходимости проведения и пересмотра документов системы управления охраной труда нет. Но если отталкиваться от тех направлений, которых касается СУОТ, то можно установить срок пересмотра не реже 1 раза в 5 лет.
Так как СОУТ, инструкции по охране труда, программы инструктажей и прочие ЛНА пересматриваются с такой же периодичностью, логично будет и для системы установить этот же срок.
Но если будут внесены изменения в сведения НПА, технологический процесс, специфику предприятия или откроются новые направления, то СУОТ в данном разделе необходимо в обязательном порядке пересмотреть, провести и проконтролировать функционирование по новым правилам по факту.
СУОТ – это отличный инструмент для снижения травматизма в любой организации, если правильно им пользоваться. Разработав и внедрив систему, можно повысить рейтинг компании и тем самым получать в будущем выгодные контракты и заказы.