Киров
  • г. Киров, ул. Воровского, 78а
  • Пн-Пт с 8:00 до 17:00
  • info@isu-pb.ru
Главная Статьи Система управления профессиональными рисками: как выявить опасности и разработать документы

Система управления профессиональными рисками: как выявить опасности и разработать документы

ООО "Информпроект"
286
Картинка - Система управления профессиональными рисками

Система управления профессиональными рисками (СУПР) – это комплекс мер, нацеленных на обнаружение, анализ и снижение уровня риска. 

Система управления профессиональными рисками является частью Системы управления охраной труда (СУОТ) и входит в ее состав на основании п.8 Приказа Минтруд № 438н. Но как реализовать ее на практике, а самое главное, какова ее реальная эффективность? 

Оценить эффективность можно, только выполнив оценку профессиональных рисков в организации, идентифицировав опасности на рабочих местах, запустив функционирование и приступив к устранению. На сокращение уровня угрозы для жизни, здоровья работников, нацелены обе системы.

Здесь предполагается продуманный, системный подход к решению этой непростой задачи. Она разбивается на несколько элементов, которые позволяют выполнить работу полноценно. Для этого:

  1. Определяются риски.
  2. Проводятся мероприятия по снижению их уровня.

В теории, конечно, все элементарно, просто, а вот как на практике все это реализовать? Особенно в условиях жесткой экономии бюджета, нежелания работодателей заниматься разработкой ненужных бумажек и прочего.

Но согласно приказу Минтруда от 19.08.2016 г. № 438н все работодатели обязаны оценивать и контролировать риски в организациях, даже если это офисные компании. А при отсутствии такого контроля возможен штраф на сумму от 80 000 рублей (ч.1 ст 5.27.1 КоАП).

Элементы системы управления профессиональными рисками

Система проведения оценки профессиональных рисков в охране труда – это не панацея и не исключит полностью травматизм, так как человеческий фактор всегда присутствует. Но при постоянном плотном контроле, работе с СУПР вы сможете всегда держать “руку на пульсе”.

Для этого должен обеспечиваться быстрый учет, аудит достоверной информации, ее обработка, корректный анализ, внимательность к деталям. Успех любой процедуры, состоящей более чем из 1 звена, зависит от реализации всех составляющих.

Конечно, нужно подробно рассказать о том, что СУПР включает в себя следующие основные элементы, которые способствуют полноценному анализу:

  1. Определение опасностей, для чего изучается рабочее место, обязанности, принятые меры защиты.
  2. Оценка с использованием одной из методик. Выставляется в любом формате – от 1 до 10, по шкале «низкий высокий» и т.д.
  3. Разработка способов снижения или исключения угрозы для жизни, здоровья персонала. Если некие средства защиты уже применяются, они могут быть усовершенствованы. В идеале нужно сократить негативные факторы до нуля.
  4. Предоставление сотрудникам информации о результатах оценки. Проводятся инструктажи, доп. обучение, готовятся методички и т.д.
  5. Реализуются другие решения, например, административные или технические мероприятия, требующие согласования с руководством.

Все работы ведутся последовательно, начиная с составления общего плана действий. Процесс небыстрый, но может быть реализован путем проведения капитального ремонта машин, механизмов, проверки безопасности оборудования, наличию сертификатов, эргономики рабочего места и много другого. 

Для каждой организации эти методы снижения рисков свои, например, для бюджетных учреждений это может быть монтаж антискользящих покрытий для ступеней с целью уменьшения вероятности падения работников.

СУПР включает в себя много положительных аспектов, принесет пользу для всех, но особую роль в крупных организациях с множеством сотрудников, отделов, сложной иерархией. где травматизму подвержено большее количество персонала.

Внедрение системы управления профессиональными рисками

Если ранее в организации не было систематических мероприятий по анализу, улучшению условий, с точки зрения охраны труда, то внедрение системы управления профессиональными рисками лучше вести поэтапно:

  1. Назначение ответственных сотрудников, для этого нужно документальное закрепление их обязанностей и полномочий. Подготовка приказа о создании комиссии по организации.
  2. Разработать положение о системе управления производственными рисками.
  3. Подготовка сотрудников, которые займутся оценкой профрисков, так как сразу не разобраться – можно просто не учесть всех опасностей, которые могут воздействовать, а затем остаться незамеченными.
  4. Обеспечение быстрой передачи информации, мониторинг ситуации на местах, контроля, реагирования на изменения, в том числе различные ЧП.

Поскольку появление СУПР затронет устоявшиеся процессы, требуется участие руководства, максимальная помощь со стороны других сотрудников, в т.ч. финансирование. Первое время понадобятся меры по контролю над выполнением требований системы управления производственными рисками.

Элементы

Базовым нормативным актом, регулирующим Систему управлению профессиональными рисками, является Положение о СУПР. Вы можете использовать Типовое положение о системе управления профессиональными рисками, но переработав его для своей организации.

При осуществлении и реализации требований Приказа № 438н, не стоит забывать о ключевых требованиях, критериях к элементам СУПР:

  • прозрачность, общедоступность;
  • главной целью должна ставиться минимизация рисков, вредных последствий для здоровья работника;
  • донесение до персонала;
  • распределение ответственности, полномочий сотрудников.

Чтобы реализовать на практике в крупной организации внедрение системы управления профессиональными рисками, этим должен заниматься не один человек, а организованный Координационный совет, в небольших организациях одному специалисту по охране труда по факту тоже не справиться, нужна помощь руководителей подразделений.

И, конечно же, преобразования почти всегда требуют вложений, что не всегда нравится руководителю предприятия, но есть способ убедить руководство – это предоставление информации о возможных потерях (штрафы, компенсации, больничные и т.д.), которые полностью реализованная СУПР на предприятии уменьшит.

Требования к политике СУПР

Специалисту, занимающемуся в организации охраной труда, даются широкие возможности по составлению рекомендаций, выбору методик оценки рабочих мест. Не существует универсального перечня действий, которые подошли бы любому предприятию, что с одной стороны, вроде плюс, но с другой, накладывает ответственность, требует профессиональной грамотности.

Именно поэтому многие руководители предприятий предпочитают обращаться в экспертные организации, которые помогают им реализовать общие требования к политике формирования СУПР:

  1. Соответствие сфере деятельности, характеру, масштабам рисков работодателя.
  2. Снизить число травмоопасных ситуаций, вредных для здоровья факторов. Обеспечить дальнейшее развитие СУПР.
  3. Соответствовать нормам законов.
  4. Документирование выполненных процедур, выводов, результатов наблюдений.
  5. Доступность для всех сотрудников, в том числе из подрядных организаций.

Если решено действовать самостоятельно, имеет смысл изучить ГОСТ Р 12.0.010-2009 ССБТ для лучшего понимания задачи.

Система управления профессиональными рисками – это не только статичная совокупность методик, но и свобода анализа, ведь любые изменения (открытие нового цеха, увеличение численности сотрудников, появление новых должностей) для специалиста по охране труда – повод для новой оценки и корректировки способов управления.

Эффективность

И чтобы СУПР и в организации дала большую эффективность необходимо собрать, проанализировать и использовать в работе комиссии следующие факты:

  1. Количество случаев травматизма, выявленных профзаболеваний.
  2. Изменение итоговой выработки на производстве
  3. Рекомендации, замечания профсоюзов, предписания контролирующих органов, нарушения, зафиксированным трехступенчатым контролем, жалобы работников.
  4. Соответствие нормам Трудового Кодекса (обеспеченность СИЗ, проведение медицинских осмотров, СОУТ, предоставление по факту гарантий, компенсаций за вредные и опасные условия труда и прочее).

Обычно предусматриваются регулярные отчеты, предоставляемые руководству об отклонении от требований СУПР. Их периодичность диктует Положение о системе управления профессиональными рисками в организации.

Основные выводы 

Система управления профессиональными рисками является обязанностью всех работодателей без исключения, даже индивидуальных предпринимателей, проводить ее нужно. Если ваше руководство против, то можно привести различные доводы, например, статьи из НПА, судебную практику, которая уже имеется в достаточном количестве, показывает, что штраф неизбежен из-за отсутствия профрисков.

В 2021-2022 годах Минтруд взял курс по западному направлению, где оценка профессиональных рисков, СУОТ, концепция Нулевого травматизма активно внедряются и применяются на практике. Это говорит о том, что лучше разобраться во всем сейчас, а не ждать, когда будет назначена проверка ГИТ. 

СУПР нацелена на значительное снижение показателей травматизма и профзаболеваемости, особенно если реализуется на практике, а не только на бумаге и не пылится на полке с остальными документами, и по факту не работает.

    Отправляя данную форму, я соглашаюсь с политикой обработки персональных данных