Киров
  • г. Киров, ул. Воровского, 78а
  • Пн-Пт с 8:00 до 17:00
  • info@isu-pb.ru
Главная Статьи Система управления профессиональными рисками: как выявить опасности и разработать основные документы, провести оценку и мероприятия

Система управления профессиональными рисками: как выявить опасности и разработать основные документы, провести оценку и мероприятия

ООО "Информпроект"
1252
Картинка - Система управления профессиональными рисками

Система управления профессиональными рисками (СУПР) – это комплекс мер, нацеленных на обнаружение, анализ, выявление и снижение уровня риска. 

Система управления профессиональными рисками является частью Системы управления охраной труда (СУОТ) и входит в ее состав на основании п.8 Приказа Минтруд № 438н. Но как реализовать на практике систему стандартов безопасности труда, а самое главное, какова ее реальная эффективность? 

Оценить эффективность можно, только выполнив специальную оценку условий труда и  профессиональных рисков в организации, идентифицировав опасности, источник несчастных случаев на рабочих местах, запустив функционирование и приступив к устранению. На сокращение опасных уровней угрозы для жизни, здоровья работников, нацелены обе системы.

Здесь предполагается продуманный, системный подход к решению этой непростой задачи, безопасности труда. Она разбивается на несколько этапов, которые позволяют выполнить работу полноценно. Для этого:

  1. Обязательно определяются риски.
  2. Регулярно проводятся мероприятия по снижению их уровня.

В теории, конечно, все элементарно, просто, а вот как на практике все это реализовать и утвердить? Особенно в состоянии жесткой экономии бюджета, нежелания работодателей, уполномоченных лиц заниматься разработкой ненужных бумажек и прочего.

Но согласно приказу Минтруда от 19.08.2016 г. № 438н все работодатели постоянно обязаны оценивать и контролировать профессиональные риски в организациях, даже если это офисные компании. А при отсутствии такого контроля и оценки возможен штраф на сумму от 80 000 рублей (ч.1 ст 5.27.1 КоАП).

Элементы системы управления профессиональными рисками

Система проведения оценки профессиональных рисков в охране труда – это не панацея и не исключит возникновения травматизма, так как человеческий фактор всегда присутствует. Но при постоянном плотном контроле, работе с СУПР, выполнении стандартов безопасности по охране труда, вы сможете всегда держать “руку на пульсе”.

Для этого осуществляется быстрый учет, порядок и  аудит достоверной информации, ее обработка, корректный анализ, внимательность к деталям. Успех любой процедуры, состоящей более чем из 1 звена, зависит от правильной реализации всех составляющих.

Конечно, нужно подробно рассказать о том, что СУПР включает в себя следующие основные пункты, которые способствуют полноценному анализу:

  1. Идентификация опасностей, для чего изучается рабочее место, обязанности, принятые меры защиты для работников.
  2. Оценка с использованием одной из установленных методик. Выставляется в виде любого формата – от 1 до 10, по шкале «низкий высокий» и т.д.
  3. Разработка допустимых способов в отношении снижения или исключения угрозы для жизни, здоровья работников. Если конкретные средства защиты уже применяются, они могут быть усовершенствованы. В идеале нужно сократить образование негативные факторы до нуля.
  4. Предоставление сотрудникам информации о результатах оценки и контроля. Проводятся инструктажи, доп. обучение, готовится методическая документация и т.д.
  5. Реализуются другие решения, например, административные или технические внутренние мероприятия, требующие предварительного согласования с руководством.

Все работы по оценке условий труда ведутся последовательно, начиная с планирования и составления общего плана действий. Процесс небыстрый, но может быть реализован путем проведения в рамках капитального ремонта машин, соответствующих механизмов, проверки безопасности конкретного оборудования, наличию сертификатов, особенностей эргономики рабочего места и много другого. 

Для каждой организации эти методы и программы требований охраны труда для  снижения рисков свои, например, для бюджетных учреждений это может быть монтаж на территории антискользящих покрытий для ступеней с целью уменьшения вероятности падения работников.

СУПР включает в себя много положительных аспектов, принесет пользу для всех, но особую роль в крупных организациях с множеством сотрудников, отделов, сложной иерархией, где вероятности получения травмы, профессиональных заболеваний подвержено большее количество персонала.

Внедрение системы управления профессиональными рисками

Если ранее в организации не было систематических мероприятий и событий по анализу, улучшению условий работы, с точки зрения охраны труда, то внедрение системы управления профессиональными рисками лучше осуществлять поэтапно:

  1. Назначение ответственных представителей, для этого нужно документальное закрепление их должностных обязанностей и полномочий. Подготовка внутреннего приказа о создании комиссии по организации.
  2. Разработать специальное положение о системе управления производственными рисками.
  3. Подготовка сотрудников, которые займутся оценкой тяжести профрисков, так как сразу не разобраться – можно просто не учесть всех опасностей, которые могут произойти, а затем остаться незамеченными.
  4. Обеспечение быстрого информирования, мониторинг ситуации на местах, контроля объектов, реагирования на изменения, в том числе различные ЧП.

Поскольку появление СУПР обязательно затронет устоявшиеся процессы, требуется участие членов руководства, максимальная помощь со стороны других сотрудников, в т.ч. финансирование. Первое время понадобятся меры по организационному контролю над выполнением требований системы управления производственными рисками.

Элементы

Базовым нормативным актом в отношении условий труда, регулирующим Систему управлению профессиональными рисками, является Положение о СУПР. Вы можете использовать Типовое положение о системе управления профессиональными рисками, но следует переработать его для своей структурной организации.

При осуществлении и реализации требований Приказа № 438н, не стоит забывать о ключевых требованиях охраны труда, критериях к элементам СУПР:

  • прозрачность, социальная общедоступность;
  • главной целью должна ставиться минимизация рисков, вредных последствий, ущерба для здоровья работника;
  • донесение материалов до персонала;
  • распределение ответственности, полномочий сотрудников.

Чтобы проще реализовать на практике в крупной организации внедрение системы управления профессиональными рисками, этим, как правило, должен заниматься не один человек, а организованный Координационный совет, в небольших организациях одному специалисту по охране труда тоже не справиться, нужна помощь взаимосвязанных руководителей подразделений.

И, конечно же, преобразования почти всегда требуют не предусмотренных вложений, что не всегда нравится руководителю предприятия, но есть способ убедить руководство – это предоставление актуальной информации о возможных потерях (штрафы, компенсации, больничные и т.д.), которые полностью реализованная СУПР на предприятии уменьшит.

Требования к политике СУПР

Специалисту, занимающемуся в организации управлением охраной труда, даются широкие возможности по составлению документов, рекомендаций, выбору методик оценки рабочих мест. Не существует универсального перечня действий и положений, которые подошли бы любому предприятию, что с одной стороны, вроде плюс, но с другой, накладывает ответственность, требует профессиональной грамотности.

Именно поэтому многие руководители предприятий предпочитают обращаться в специальные экспертные организации, которые помогают им реализовать общие требования к политике формирования СУПР:

  1. Соответствие сфере деятельности, характеру, масштабам рисков работодателя.
  2. Снизить число травмоопасных ситуаций, вредных для здоровья факторов. Обеспечить дальнейшее развитие СУПР.
  3. Соответствовать законодательным нормам.
  4. Документирование выполненных процедур, операций, выводов, результатов наблюдений.
  5. Доступность для всех сотрудников, в том числе из подрядных организаций.

Если решено действовать самостоятельно, имеет смысл изучить ГОСТ Р 12.0.010-2009 ССБТ для лучшего понимания задачи.

Система управления профессиональными рисками – это не только статичная совокупность методик, инструкций, но и свобода анализа, ведь любые изменения (открытие нового цеха, увеличение численности работников, появление новых должностей) для специалиста по охране труда – повод для выполнения новой оценки и корректировки способов управления.

Эффективность

И чтобы СУПР и в организации дала большую эффективность необходимо собрать, проанализировать и по итогам использовать в работе комиссии следующие связанные факты:

  1. Количество случаев травматизма, выявленных профзаболеваний в штате.
  2. Изменение итоговой выработки на территории производства.
  3. Рекомендации, замечания профсоюзов, предписания контролирующих органов, нарушения, зафиксированным трехступенчатым контролем, жалобы работников.
  4. Соответствие нормам Трудового Кодекса (обеспеченность СИЗ, проведение медицинских осмотров, СОУТ, предоставление по факту гарантий, компенсаций за вредные, опасные условия труда и иные обязательства).

Обычно предусматриваются регулярные отчеты, предоставляемые руководству об отклонении от требований СУПР. Их периодичность устанавливает Положение о системе управления профессиональными рисками в организации.

Основные выводы 

Система управления профессиональными рисками является обязанностью всех работодателей без исключения, даже индивидуальных предпринимателей, проводить ее обязательно нужно. Если ваше руководство против, то укажите различные доводы, например, статьи из НПА, судебную практику, которая уже имеется в достаточном количестве, показывает, что штраф неизбежен из-за отсутствия профессиональных рисков.

В 2021-2022 годах Минтруд взял курс движения по западному направлению, где оценка профессиональных рисков, СУОТ, концепция Нулевого травматизма активно внедряются и применяются на практике. Это говорит о том, что лучше разобраться во всем сейчас, а не ждать, когда будет назначена проверка ГИТ. 

СУПР нацелена на значительное снижение показателей травматизма, вреда здоровью и профзаболеваемости, особенно если используется на практике, а не только на бумаге и не пылится на полке с остальными документами, и по факту не работает.

    Отправляя данную форму, я соглашаюсь с политикой обработки персональных данных