Киров
  • г. Киров, ул. Воровского, 78а
  • Пн-Пт с 8:00 до 17:00
  • info@isu-pb.ru
Главная Статьи Специальная оценка условий труда: порядок проведения СОУТ

Специальная оценка условий труда: порядок проведения СОУТ

ООО "Информпроект"
8
Картинка - Специальная оценка условий труда

Специальная оценка условий труда (сокращенно СОУТ) – это обязательная процедура, при проведении которой проводится анализ состояния условий труда на рабочих местах, выявляются потенциальные опасные факторы, готовятся мероприятия для снижения вредного воздействия, и перечень полагающихся компенсация работникам за работу в неблагоприятных условиях.

Государство борется за своевременное проведение специальной оценки условий труда, преследуя множество целей:

  1. Заблаговременно побеспокоиться о защите здоровья людей, направляя работодателя на создание более благоприятных условий для работы.
  2. Внедрить и проконтролировать внедрение комплекса мероприятий по снижению воздействия опасностей на организм человека работодателями.
  3. Стимулирует работодателей проводить СОУТ, компенсируя затраты через ФСС.
  4. Применяя дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный Фонд, обязывая работодателя выплачивать на льготную пенсию работникам. Даже если на данных рабочих местах нет по результатам спецоценки эта компенсация не определена, а его должность числится в Списках № 1 и № 2, ранний выход на пенсию по закону ему положен.
  5. Назначение прочих гарантий и компенсаций для работников, например, льготное питание, дополнительные дни к отпуску, сокращение рабочей недели и просто надбавка к заработной плате.
  6. Обеспечение работников вредных производств более эффективными СИЗ. Выдал работодатель то, что нужно, можешь снижать травматизм и профзаболевания.
  7. Оценить реальное понимание того, в каких условиях трудятся работники, что из себя представляет само предприятие.

Ответственность за непроведение СОУТ

Штраф с появлением Федерального закона № 451-ФЗ от 27.12.2019 размер административного наказания не изменился, а ответственность за непроведение СОУТ немаленькая:

  • должностное лицо и ИП – от 5000 рублей до 10000 рублей;
  • ЮЛ – от 60000 рублей до 80000 рублей.

Порядок проведения специальной оценки условий труда

Чтобы понятно было, как грамотно провести СОУТ, нужно понимать порядок проведения специальной оценки условий труда и знать “основу основ” при проведении спецоценки на предприятии – это Федеральный закон № 426 от 28.12.2013 г. А теперь еще и с учетом нововведений, вступивших в силу в 2020 году.

Шаг 1. Приказ о создании комиссии по проведению СОУТ

Рассказывая про алгоритм проведения СОУТ, первое, на что нужно обратить внимание – это понимание того, что выполнить требование законодательства нужно и назад пути нет.  Если с этим проблем нет, то далее необходимо подготовить приказ о создании комиссии по проведению СОУТ.

Кого включить в состав комиссии? Председателем всегда выступает работодатель или его представитель, к примеру, если это филиал или обособленное подразделение, то председателем комиссии назначается руководитель данного подразделения.

Специалист по охране труда (ч. 1-2 ст. 9 Закона № 426-ФЗ) или сотрудник, который выполняет данную функцию также должен быть включен в состав комиссии, а также представитель профсоюза. Количество членов комиссии должно быть нечетным. Тут же приложением к приказу готовится график проведения СОУТ.

График проведения специальной оценки условий труда должен быть обязательно (ч.1 ст.9 ФЗ № 426). Регламентированной формы графика проведения спецоценки нет — главное, чтобы он был утвержден приказом.

Идеальный вариант — включить график проведения спецоценки, как приложение, в приказ о создании комиссии по проведению специальной оценки условий и утвердить руководителем.

Шаг 2. Перечень рабочих мест для СОУТ

Нужно определить, какие рабочие места есть на предприятии и каково их количество. Для этого потребуется штатное расписание и понимание того, что такое аналогичные рабочие места. Для всех проводить СОУТ не стоит: можно сэкономить и законом это предусмотрено (ч. 5 ст. 9 Закона N 426-ФЗ).

Аналогичные рабочие места – это рабочие места, на которых работающие сотрудники имеют одно и то же:

  • название должности;
  • наименование оборудования;
  • одинаковые должностные и функциональные обязанности;
  • помещение;
  • оснащение и прочее.

Например, специалист по охране труда и главный специалист по охране труда работают в одном кабинете, используя одинаковые компьютеры (одной и той же модели, и года выпуска), но так как наименование должностей разное, то и места аналогичными уже не считаются. 

Шаг 3. Заключение договора на проведение СОУТ

Если хотите выбрать организацию, которая соответствует требованиям закона, то определите ее по реестру аккредитованных организаций по проведению специальной оценки условий труда. 

Шаг 4. Регистрация работодателя в ФГИС

Регистрация специализированной организацией по проведению спецоценки в реестре ФГИС – это нововведение и было включено в алгоритм проведения СОУТ с 2020 года Федеральным законом N 451-ФЗ от 27.12.2019 г.  До начала работ по проведению СОУТ должен быть получен специальный идентификационный номер. 

Этот номер получает организация, проводящая специальную оценку условий труда в течение 5 рабочих дней с даты заключения договора, который будет фигурировать в итоговом отчете. В базу Минтруда заносится следующая информация:

  1. Полное наименование компании.
  2. Основной регистрационный номер.
  3. ИНН.
  4. Номер рабочего места, численность работников и их СНИЛСы.

Посмотреть этот номер можно в реестре Минтруда, и организация-подрядчик должна отправить вам его в течение 3-х рабочих дней до начала работ заказным письмом или на электронном носителе, подписанным ЭЦП. Проверьте наличие номера в базе Минтруд. Если вы его там не обнаружите, специальная оценка условий труда будет недействительна. 

Шаг 5. Проведение процедуры СОУТ

Для специализированной организации потребуется дополнительная информация:

  • штатное расписание; 
  • СНИЛСы работников; 
  • используемое оборудование на каждом рабочем месте; 
  • продолжительность рабочего дня;
  • график работы
  • должностные инструкции на каждого работника;
  • результаты производственного контроля рабочих мест (обязательное нововведение с 2020 года); 
  • марка автотранспортного средства, а также год выпуска, госномер и используемое топливо; 
  • карта фотографии рабочего времени (очень муторное занятие, не люблю им заниматься, и радуюсь, когда специализированная организация берет это на себя).

Шаг 6. Идентификация потенциально опасных и вредных факторов

Выявление вредных и опасных факторов – это обязанность специализированной организации, но для понимания полной картины происходящего организовывая порядок проведения СОУТ, нужно знать и про этот момент.

После сбора информации, исследования рабочих мест и проведения замеров, специализированная организация переходит к определению степени вредности, которые, в свою очередь, делятся на 4 класса.

По окончании СОУТ к каждому из классов будут применены определенные гарантии и компенсации.

Шаг 7. Утверждение отчета по результатам СОУТ

Когда все мероприятия будут закончены, специализированная организация предоставляет на рассмотрение и согласование полный пакет документов (ст.15 426-ФЗ). По внесенным ФЗ № 451 изменениям, должны вы это сделать в течение 30 календарных дней со дня направления его вам компанией-оценщиком.

Если вас все полностью устраивает и не обнаружено никаких замечаний и вопросов, то отчет о проведении специальной оценки условий труда следует подписать всеми членами комиссии и утвердить председателем. 

Если в установленный срок ваша компания не уложилась и нет уважительной причины (отпуск или больничный одного из членов комиссии), то она получит штраф. 

Сроки по окончанию СОУТ нужно соблюдать строго, а не просто подписать отчет, думая, что работа на этом завершена. Такие четкие и жесткие рамки нужны для того, чтобы проведение СОУТ не затягивалась на несколько месяцев, чтобы все было четко и прозрачно и в любой момент можно было определить, кто затягивает выполнение этих работ.

Шаг 8. Декларирование

Разбирая типовые вопросы и ответы по специальной оценке условий труда, хочу остановить особое внимание на декларации. Название документа – декларация соответствия условий труда говорит само за себя. Она подтверждает, что на рабочих местах, указанных в декларации нет воздействия опасных и вредных производственных факторов.

То есть они являются оптимальными или допустимыми, по этим должностям нет необходимости производить дополнительные компенсационные выплаты и прочее. Мы уже говорили о том, что работодателю это выгодно, но не стоит экономить на работниках, потому как это может «выйти боком». Не стоит забывать о жизни и здоровье ваших подчиненных, улучшайте им условия труда, тем самым достигая большей выгоды.

Декларацию нужно заполнять строго по форме (Приложение № 1 Приказ Минтруда России от 07.02.2014 N 80н). Если она оформлена некорректно, то Инспекция в течение 10 рабочих дней отправит вам ее обратно. Вы быстро правите и отправляете повторно. Не все специализированные организации, проводящие специальную оценку условий труда, заботятся о своих клиентах и заполняют за них декларацию.  

Часто работодателю приходится это делать самостоятельно. Чтобы не допустить ошибок в оформлении, не лишним вам будет почитать письмо Минтруда (от 23 июня 2014 г. N 15-1/В-724) с разъяснениями. 

Срок действия и продление срока действия декларации соответствия условий труда

Срок действия декларации соответствия условий труда составляет 5 лет (ч. 4 ст. 11 Закона № 426-ФЗ), так же как сама специальная оценка. СОУТ была введена в действие в 2014 году взамен аттестации рабочих мест, срок действия специальной оценки условий труда и декларации подходит к концу. Если первое проводить придется снова, то второе можно продлить.

Когда подходит окончание срока действия декларации на данных рабочих местах, и не было зарегистрировано несчастных случаев или профессиональных заболеваний, то она считается автоматически продленной (части 5 статьи 11 Федерального закона № 426-ФЗ). Делать в этом случае ничего не требует.

Прекращение действия декларации

Срок действия декларации соответствия условий труда может быть прерван, если выявлены вышеуказанные факты. В этом случае дается 6 месяцев на проведение внеплановой спецоценки. Как показывает практика вредность у данного рабочего места будет выявлена, но если класс условий труда останется неизменным, то подается в ГИТ новая декларация.

Шаг 9. Ознакомление работников с результатами СОУТ

Что необходимо делать дальше после проведения СОУТ? Конечно же, ознакомить со спецоценкой работников. Это обязательный этап и провести его нужно своевременно. Собрать все подписи вы должны в течение 30 календарных дней. А если работник находится на больничном, в командировке или отсутствует еще по каким-либо причинам, то срок ознакомления продлевается. 

Если сотрудник уволился и на его место пришел новый, его необходимо ознакомление с результатами СОУТ. Лист ознакомления очень важен:

  • во-первых, потому что в случае несчастного случая карта СОУТ на данное рабочее место с листом ознакомления будет затребована членами комиссии. Нет листа – штраф по все той же статье КоАП;
  • во-вторых, если работник ознакомился и подписал документ, значит, он согласен с теми опасными и вредными производственными факторами, которые на него воздействуют. И компенсацией, которая ему полагается, за работу в таких условиях.

Шаг 10. Публикация результатов на официальном сайте

Еще одной обязанностью является размещение на официальном сайте результатов СОУТ. Причем если сайта у вас на самом деле нет, то это обязательство снимается. Во всех остальных случаях оформить их на сайте вы обязаны. И сделать это необходимо в течение 30 календарных дней.

В 21 веке уже у каждой компании есть хотя бы не большой, но сайт, где необходимо размещение результатов СОУТ на сайте:

  1. Сводная ведомость.
  2. План мероприятий по улучшению условий труда.

Шаг 11. Информирование ФСС

Форму 4-ФСС должны сдавать все организации и ФЛ, которые выплачивают доход физическим лицам. 

Шаг 12. Заключительный этап

По окончании специальной оценки условий труда, готовится приказ о завершении, где «по полочкам» разложено, с какого числа необходимо предоставлять компенсации, кому и в каком размере. Этот документ по закону необязателен, и готовить его или нет, решать каждой компании самостоятельно.

Типовые вопросы и ответы  по специальной оценке условий труда

Как быть, если СОУТ не проведена, а на новую должность приняли сотрудника?

При приеме на вновь введенную должность сотрудника, где СОУТ еще не провели, в трудовом договоре указывать нечего. Что делать в этом случае? Можно указать, с каким оборудованием придется работать, какие-либо особенности, описать рабочее место.

А вот гарантии и компенсации сотрудник начинает получать только с момента вступления в силу результатов СОУТ. 

В каких случаях проводится внеплановая специальная оценка условий труда проводится?

Есть понятие “внеплановая специальная оценка условий труда”. Плановая проводится один раз в пять лет (ст. 8 ФЗ № 426), а все что ранее – это уже внеплановая. 

Должны быть причины для проведения СОУТ раньше намеченного срока, ведь дополнительно тратиться работодателю не хочется. Полный перечень причин вы можете прочитать в ст. 17 ФЗ № 426 «О специальной оценке условий труда»

Нужно ли проводить спецоценку, если изменилось название предприятия?

Если рабочие места остались прежние, условия работ у сотрудников не изменились, оборудование или инструмент, который они используют, тоже, в этому случае, специальную оценку рабочих мест проводить не нужно. Можно сэкономить очень приличную сумму, просто составив приказ о реорганизации предприятия. В приказе нужно указать следующие нюансы:

  • предыдущее название организации;
  • новое название предприятия;
  • почему произошли данные изменения, в идеале с ссылкой на какой-то подтверждающие данные изменения документ;
  • указать, что наименование подразделений и должностей остались те же.

Нужно ли проводить СОУТ, если изменилось название должности?

Если сотрудник остался работать на том же самом месте, оборудование, инвентарь или офисная техника не изменились, условия труда остались те же, то без специальной оценки условий труда можно обойтись.

    Отправляя данную форму, я соглашаюсь с политикой обработки персональных данных